Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Сценарии будущего, которые мы выбираем

Вы никогда не получаете того, что хотите, как бы ни старались? С вами всегда поступают несправедливо? Вы пока не можете позволить себе отдохнуть, но как только найдете работу получше, обязательно начнете копить на отпуск? Скорее всего, вы следуете определенному сценарию — жизненному плану, сформированному еще в раннем детстве. Может, пора от него отказаться?

Один всю жизнь пытается накопить денег, но как только набирается минимальная сумма, тут же ее спускает. Другому не везет с работой: везде, куда бы он ни приходил, находится злой начальник, который вскоре начинает его выживать. Третий, помогая окружающим, все время сталкивается с неблагодарностью, корит себя за наивность и неосмотрительность — и снова и снова натыкается на подобных людей…

Кажется, все эти люди действуют по какой-то заданной схеме, словно проигрывая с разными актерами один и тот же сюжет. Что это — злой рок, родовое проклятие, ирония судьбы? Эрик Берн писал, что повторяющиеся события — знак того, что в жизни человека присутствует сценарий. Жизненный план, который формируется еще в раннем детстве и постепенно разворачивается в течение многих лет, часто помимо нашей воли. Некоторые суждения близких взрослых, которые мы слышали в детстве, врезаются в нашу память и начинают буквально управлять нами, определяя наши поступки и жизненные устремления.

«Никогда»

Этот жизненный сценарий можно проиллюстрировать мифом о Тантале — сыне Зевса, который прогневал богов и был жестоко наказан. Низвергнутый в царство мертвых, он стоял в воде, но не мог утолить жажду. Над ним висели ветки с плодами, но он не мог их сорвать и насытиться. Выражение «Танталовы муки» означает нестерпимые страдания из-за невозможности достичь близкой и желанной цели.

Человек хочет выучить иностранный язык или защитить кандидатскую диссертацию, но ничего не делает для того, чтобы достигнуть желаемого. Такие люди постоянно говорят о своих желаниях и о том, как трудно их достичь. Например, одинокая женщина раз за разом повторяет, что хочет завести семью, ребенка, однако ничего не предпринимает. Ее круг общения ограничен коллегами и соседями, все выходные она проводит дома одна. Она рассуждает, что можно ребенка усыновить, но «как же без отца его воспитывать». «Долгоиграющая пластинка» позволяет ей остаться на прежнем, удобном и привычном месте: «Я никогда не получаю того, чего больше всего хочу!»

Удивительны сны людей с таким способом проживания сценария. Например, у 35-летнего Олега высокооплачиваемая, но неинтересная для него работа. И жена и любовница, и обе требуют определенности в отношениях. Уже много лет Олегу снится, что на перрон одновременно приходят две электрички, идущие в одном направлении и в одно время приходящие в пункт назначения. Нужно быстро выбрать, в какую сесть: обе стоят всего минуту. Сон постоянно обрывается на одном и том же месте: двери начинают закрываться. Олег просыпается в холодном поту, так и не сделав выбор ни во сне, ни в жизни.

«Пока не»

В основе этого жизненного сценария лежит миф о подвигах Геракла или Геркулеса. Совершая подвиги, он прошел через всю Европу и Африку и в память о своих странствиях соорудил одно из семи чудес света — две горы на берегах Гибралтарского пролива — Геркулесовы столбы. Выражение «Геркулесов подвиг» означает невероятно трудную и тяжелую работу, требующую огромных усилий. Однако награда равноценна — стать богом, быть бессмертным и жить на Олимпе.

Девиз этого паттерна — вы не получите награду, пока не заплатите за нее высокую цену. «Пока что-то не случится, добра не жди». Вы не можете испытать радость, пока сполна не настрадались. Не сможете порадоваться или отдохнуть, пока не выполните работу.

 

«Когда выйду на пенсию, смогу начать путешествовать», «вот закончишь институт, делай что хочешь, а пока — нет»

 

Примеры такого сценарного поведения могут выглядеть так: «я должен до конца понять себя, прежде чем смогу измениться», «жизнь начинается после сорока», «когда выйду на пенсию, смогу начать путешествовать», «надо терпеть, но мне воздастся по заслугам в раю», «вот закончишь институт, делай что хочешь, а пока — нет», «дети вырастут, и я вздохну с облечением, займусь любимым делом». Отдохнуть можно в раю, при коммунизме, в другой жизни, а сейчас надо отрабатывать грехи или терпеть во имя светлого будущего следующих поколений.

Ирина всегда была отличницей в школе и институте, общественницей, участвовала во всех кружках, собраниях. Она делала это искренне, с полной отдачей, но не испытывала радости от достижений: «Так должен трудиться каждый». Сейчас она директор торгового центра. Работает без выходных. В ее кабинете есть диван, где она спит почти каждую ночь. Муж привык. В такой жизни ее устраивало все, кроме высокого артериального давления. Когда оно перестало сбиваться самыми сильными лекарствами, врач-кардиолог направила Ирину на консультацию к психотерапевту.

Прошло много времени, прежде чем Ирина смогла выполнить свой терапевтический контракт. А он был таким: работать только четыре дня в неделю и уходить домой в 17:00. Важно, что ее успехи в бизнесе только возросли. Кроме того, Ирина теперь знает, какую награду и от кого она должна получить за свои труды, и ее жизнь наполнена большими и малыми наградами.

Сценарии будущего, которые мы выбираем

«Всегда»

Об этом жизненном сценарии напоминает миф о пряхе Арахне. Своим мастерством она прославилась на всю Грецию и однажды, возгордившись, вызвала на состязание саму богиню Афину. Та была восхищена красотой работ смертной. И все бы закончилось хорошо, если бы Арахна не начала высмеивать богиню и хвастаться, что прядет лучше ее. Разгневавшись, Афина сказала: «Если ты прядешь лучше всех, делай это всегда». И превратила Арахну в паука.

Человек с паттерном «всегда» часто задает себе вопрос: «Почему это всегда со мной случается?» Например, девушка, выросшая в семье, где отец и/или мать были алкоголиками, будет неоднократно выходить замуж и каждый раз при этом выбирать себе в мужья алкоголика. Жизненный сценарий этих людей отражает убеждение: «Я должен всегда оставаться в той же самой знакомой мне ситуации (в паутине, которую я хорошо плету, или в алкогольной среде, которая мне хорошо знакома с детства)».

«После»

У сиракузского тирана Дионисия Старшего (432-367 гг. до н. э.) был царедворец Дамокл. Завидуя своему властелину, он всем рассказывал о Дионисии как о счастливейшем из людей. И тогда Дионисий решил проучить Дамокла, повелев во время пышного пира повесить над его головой острый меч, который держался на одном конском волосе. Выражение «Дамоклов меч» — символ грозящей опасности, отсюда — «висеть на волоске», «быть на волоске от смерти».

Девиз человека, живущего по этому сценарию, — «я могу радоваться сегодня, но завтра должен буду заплатить за это», «за сладкую жизнь надо платить». В его речи постоянно присутствуют слова «после», «но». Например: «после свадьбы начнутся будни семейной жизни», «да, вечеринка класс, но завтра голова будет раскалываться», «сладкую ягоду рвали вместе, горькую — я одна». «Да, но» — излюбленный оборот и любимая психологическая игра людей, чей сценарный паттерн — «после».

«Снова и снова» («Почти»)

Коринфский царь Сизиф за свои многочисленные грехи (хвастовство, корыстолюбие, хитрость) был наказан богами: в загробном царстве он был осужден выполнять вечную мучительную работу. Он вкатывал на гору камень, который, едва достигнув вершины, скатывался вниз, и Сизиф вынужден был все начинать сначала. Бесконечная, тяжелая и бесполезная работа — наказание за грехи в прошлом. Девиз людей, живущих по этому сценарию, — «Я почти сделал это, но не до конца!»

 

Есть люди, которые вкатили свой «камень» на вершину, но тут же, не останавливаясь, ищут другую вершину, повыше

 

Например, Денис любит читать, но всегда бросает книгу, не дочитав ее до конца. Ксюша хорошо учится в течение четверти, за четверть выходит пятерка, но контрольную пишет на двойку, в итоге четвертная — четыре. Катя моет посуду, но оставляет пару недомытых ложек…

Есть люди, которые вкатили свой «камень» на вершину, но тут же, не останавливаясь, ищут другую вершину, повыше. И это повторяется бесконечно. Виктор хорошо закончил школу, институт, защитил диссертацию — сначала кандидатскую, потом докторскую. Он уважаемый член профессионального сообщества. Но при этом Виктор не считает, что чего-то достиг, и продолжает профессиональный рост. Это требует большого напряжения — эмоционального и физического, у него не остается времени на общение с семьей и друзьями, на отдых и развлечения.

Сценарии будущего, которые мы выбираем

«Открытый конец»

Этот сценарный паттерн описывается мифом о Филемоне и Бавкиде. Однажды селение, где они жили, под видом странников посетили Зевс и Гермес. Ни в одном доме перед ними не открыли дверь. И только Филемона и Бавкида приютили богов и накормили, отдав последнее. Боги покарали всех жителей селения, затопив их дома. Уцелела только хижина Филемона и Бавкиды, позднее превращенная в храм, жрецами которого стали супруги. Они жили счастливо и умерли в один день, превратившись в деревья, растущие из одного корня.

Для этого жизненного сценария характерно наличие «точки переключения», границы раздела. Время после этого момента представляется пустотой. Анна — мать троих детей, которые уже выросли и покинули дом. Вместо того чтобы с облегчением вздохнуть («Теперь наступило мое время!»), она уже спустя месяц чувствует себя ненужной, растерянной. Анна ждет внуков, чтобы вновь хлопотать и заботиться.

 

Каждый из нас проживает все шесть жизненных сценариев, но один из них обычно доминирует

 

«Достигнув цели, я не знаю, что делать дальше». Яркий пример тому — история 40-летней Марины, преуспевающей женщины из небольшого сибирского городка. После окончания вуза она хотела остаться в Москве и поставила себе задачей выйти замуж за москвича и пользоваться возможностями столицы. Сейчас Марина пятый раз замужем. Каждый новый избранник предоставляет все больше возможностей. Но интерес к семейной жизни у Марины пропадает через несколько месяцев после очередной свадьбы. Интервал до нового замужества воспринимается как пустота, амнезия («Это было не со мной»), предыдущие отношения со временем забываются, и все начинается с чистого листа.

Каждый из нас проживает все шесть жизненных сценариев, но один из них обычно доминирует. Выйти из него, а значит, и изменить будущее, поможет психотерапия — и сильное желание пойти по жизни своим путем, а не как того хотели наши близкие взрослые.

Елена Луговцова

Источник

322


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95