Справочник «Русское арт-зарубежье», выпущенный Государственным центром современного искусства, составила Зинаида Стародубцева. Художниками, уехавшими во второй половине ХХ века, систематически никто прежде не занимался. Никто не знает: сколько их уехало? в каких странах живут? как изменилось их творчество?
В справочник включен библиографический словарь (с фотографиями) — более трехсот имен. Есть хронология отъезда, начиная с 1958 года. К книге приложен диск с видеоинтервью Эрика Булатова, Вадима Захарова, Ильи и Эмилии Кабаковых, Виталия Комара, Льва Нуссберга, Леонида Сокова, Эдуарда Штейнберга, Владимира Янкилевского — всего составительница записала 120 видеоинтервью.
Энциклопедия «Музыка ХХ века» Левона Акопяна (издательство «Практика») не менее полезна. Достойные места и объемные справочные статьи получили наконец Альфред Шнитке, София Губайдуллина, Эдисон Денисов, Андрей Волконский, Николай Каретников, Галина Уствольская, Гия Канчели, Валентин Сильвестров, Арво Пярт, Александр Локшин, Владимир Мартынов, Владимир Тарнопольский, не говоря о десятках известных и неизвестных нам зарубежных корифеев. Но не вошли российские композиторы, занимающие видные должности (чем грешила энциклопедия, изданная 20 лет назад).
Точные оценки даны исполнителям. Рихтер «носитель высокого артистизма и музыкально-нравственного авторитета», занимает место, по объему сравнимое с композиторами. Но не включен Виктор Мержанов, который в 1945 году решением жюри разделил с Рихтером первую премию на Всесоюзном конкурсе. Время — вещь несговорчивая.
Даны характеристики и дирижерам. Гергиев перекликается с Тосканини — оба держат большой тонус оркестра, но Гергиев «не особенно концентрируется на деталях». Владимир Спиваков «высокую классику исполняет в академичной, гладкой, несколько скованной (несмотря на яркие внешние проявления артистизма) манере»...
Есть обстоятельные статьи «рок-музыка» и «поп-музыка». Фрэнк Синатра стоит как раз между «Симфонией 1000 участников» Малера и великим дирижером Джузеппе Синополи. Впервые академический словарь дает исчерпывающие определения некоторым трудным терминам: «китч», «постмодернизм», «мюзикл».
Особая доблесть автора — стостраничный хронограф шедевров (1901–2000). По нему видно, что за год в мире появлялось от 40 до 70 выдающихся произведений. Абсолютное их большинство у нас не исполнялось. Так жили, да и живем...
Наталья Зимянина