Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Сергей Сельянов: Программа кинофикации России должна стать нацпроектом

Один из ведущих российских продюсеров – о состоянии дел в кинематографии

— В какой степени государство может и должно влиять на развитие отечественного кино?

— Кинотеатры надо строить сначала. А поскольку это вопрос государственного значения, без поддержки государства его не решить. Больше половины населения, около 60% процентов, не имеет возможности смотреть кино. У нас 1700 залов, в советскую эпоху было 19 тысяч. Просто нет кинотеатров. Прежде всего, в небольших городах. Это плохо. Несправедливо. Кино ведь искусство демократичное. Это все-таки не филармония. Полагаю, что программа кинофикации России должна стать нацпроектом. Это увеличит сборы, кинотеатры должны быть современными, я бы привнес и туда образовательный момент. Кинотеатр %u2015 территория, прежде всего, молодежи. Важный в социальном смысле объект.

— Это не берег утопии? Начинать глобальное киностроительство в момент кризиса?

— Это возможно и необходимо делать сегодня. Разработаны проекты кинотеатров от двух до четырех залов, подготовлена переговорная почва с мэрами, губернаторами. Есть инвесторы, желающие принять в этом участие. Бесспорно, необходима какая-то дельта госучастия, без которой бизнес просто не придет. Но модель эта необременительна для государства. Это не то, что: дай нам денег, а мы везде развернемся…

— В какой мере парламентские слушания могут способствовать реализации этой программы? И где вообще должны решаться подобные вопросы?

— Ну, где у нас все решается… А парламентские слушания имеют, прежде всего, просветительский характер. У нас и депутаты не всегда отличают кино от телевидения, и проблемы с этим связанные.

— Каков идеологический аспект этих перемен, и какова роль ценностных державных фильмов?

— Ценностный аспект, прежде всего, в равном доступе к этой, прости, услуге %u2015 кинопоказу для всей страны. Большое число кинотеатров, позволяет существовать не только фильмам для избранных. Мы забываем, что страну кино мощно собирает. И вопрос самоидентификации решается во многом через кино. Телевизор же — прилагательное. Кинематограф важен коллективным просмотром. И когда человек из Владивостока встречает человека из Калининграда, и они обмениваются репликами из последнего фильма, пошедшего в народ, это %u2015 страна. Я действительно так думаю. Объединительное начало важно, особенно в отсутствии хоть какой-нибудь идеи. Фильм «Чапаев» %u2015 это и миф и какая-то реальность, общая жизнь, настрой, мысли огромного числа самых разных людей. Какое-то количество подобных мифов кинематографисты продуцируют…

— Эти «объединительные проекты» будут назначать сверху?

— Среди давно замышленных проектов, которые я хочу делать сам, есть фильмы, неосуществимые без господдержки. Если будут выбирать из них %u2015 это правильно. То же скажут и другие продюсеры. Это еще и гарантия, вероятность действительно интересных, хороших картин, в которых есть сценарий, режиссер, желание продюсера делать именно это. Самое сложное — развитие проекта. Важно чтобы студии имели некоторую перспективу. В этом отношении важна идея поддержки трехлетних программ для крупных компаний, которые себя зарекомендовали на кинорынке. Если я понимаю, что у меня будет через два года, я буду планировать проекты, заниматься их реализацией. И если мои представления совпадают с программой начальства, и проект не меняет своей сути…

— Вот здесь тонкий момент. Какие темы могли бы, на твой взгляд, быть интересными и кинематографистам, и дядям из высшего руководства, и зрителям? Не только же Суворов, Кутузов и русские цари? Может ли комедия быть национально-ценностным проектом?

— Да ведь жанры у нас все те же. Комедия? Не только может, должна. Как, кстати, фильмы для детей, мультфильмы… Это ведь самый дорогой продукт, который надо делать по мировым стандартам.

— Мультфильмы вроде ура-патриотического «Князь Владимира»?

— Я думаю, там наверху не слишком поддерживают идею «прошлого величия», сегодня необходимо двигаться дальше. Подобных патриотическо-исторических фильмов нет в списке ценностных проектов. Список этот, конечно, может измениться. Сегодня это фильмы для детей, про толерантность %u2015 прежде всего национальную терпимость, иноновации %u2015 это еще не очень понятно %u2015 возможно, новые «9 дней одного года»… И последняя тема %u2015 «кризис». Как человек не сдается. Тут вполне уместна и комедия. Если все это будет осуществляться так, как сейчас проговаривается, а не опустится на уровень рьяных услужливых чинуш и царедворцев, то у меня вообще нет возражений.

— Целеполагание у нас всегда правильное, все происходит на уровне поступательного спускания идеи из кабинета в кабинет, вплоть до ее реализации. Вот интересно, там наверху не понимают, что на пути этого спуска «благие намерения» могут превратиться в нечто противоположное?

— Есть надежда, что вся эта программа %u2015 разовый акт на три года. Реальность наша такова: за 10—15 лет появилось приблизительно десять компаний достаточно крупного калибра. Вот студенты продюсерского факультета меня спрашивают: «Как сделать первый фильм?». Необходимо отыскать сильный сценарий, хорошего режиссера. А потом прийти в одну из этих десяти компаний. Это — самый короткий путь к фильму. У вас будет запуск на следующий день. Да, на первых порах ваши позиции будут подчиненными. Но сопродюсерство %u2015 лишь первый шаг. Дальше будет легче во всех отношениях.

— А зеленый свет этим «козырным» десяти студиям не станет красным для других маленьких компаний? Не перечеркнет судеб независимых продюсеров?

— Мы в них все нуждаемся. Никто из руководителей больших компаний не рвется непосредственно производить. К тому же самих проектов сейчас просто не хватает. Если кто-то придет с проектом, немедленно будет заниматься производством. Это выглядит как какой-то вроде геноцид. На самом деле, отработанная в мире многоступенчатая система. Неловкое сравнение, конечно, мы никакие не мейджоры, но в Америке большие компании связаны не только с производством, но и продажей, распространением, кинопоказом Поэтому у них есть деньги для создания кино. Главный вопрос %u2015 качество проекта. А самая лучшая экспертиза %u2015 не у государства, а у этих, примерно десяти компаний.

— Ценностные проекты, на которые будут выделяться огромные средства, это оправданный шаг?

— Это реальность. Как нам кажется, сегодня на словах существует консенсус %u2015 все эти программы, проекты должны формироваться снизу. От продюсеров. Почему так крепок миф, что в советское время был прекрасный кинематограф? Потому что остался золотой фонд. Выпускалось примерно две-три замечательных картины в год. За тридцать лет набралось примерно сто. Оглядываясь назад, все видят эти сто фильмов. Так что нет ничего невозможно, у нас и сейчас есть два-три хороших фильма в год.

Беседовала Лариса Малюкова

614


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95