В среду, 22 января, открывается 49-й Роттердамский фестиваль дебютного и авторского кино. В его программе — несколько российских картин, в том числе и 15-минутная работа нашего классика Сергея Соловьева с игривым названием «Ути-ути-ути».
Небольших фильмов в Роттердаме, как всегда, очень много, поскольку начинающие кинематографисты чаще всего могут осилить именно такой формат. На большее нет средств. Вот и Сергей Соловьев не собирался снимать кино, но спонтанно возникла идея — и нашелся щедрый человек, который помог ее осуществить. Мгновенно собралась молодая группа. Дружно поехали на «Мосфильм», где у прудика, как называл этот водоем Сергей Александрович, за день сняли картину. Главные роли сыграли ученицы Соловьева — Стася Венкова и Настя Теплинская. День был осенний, холодный, а им приходилось полуобнаженными сидеть на дереве. Чтобы актрисы не замерзли, на площадку приносили тазы с горячей водой для ног. Сергей Соловьев, до того неважно себя чувствовавший, замкнувшийся в себе и стенах квартиры после перенесенной утраты (он потерял сына Митю), воспрял духом, перестал ходить с палочкой. Музыку к фильму написала дочь Сергея Соловьева и Татьяны Друбич — Анна Друбич, живущая в США.
Теперь ничто не предвещало беды. Соловьев был на подъеме, готовился к премьере спектакля «Три сестры», в котором также участвуют Стася Венкова и Настя Теплинская. Сыграть его должны 5 февраля, и пока непонятно где. Но уже несколько дней Сергей Александрович находится в больнице. Подводит сердце, и потребовались процедуры для нормализации его работы. Информация в прессе о тяжелом предишемическом состоянии заставляет Соловьева нервничать. Беспокоится и Татьяна Друбич, не выпускающая ситуацию из-под контроля, поскольку она не только актриса, но и врач и нежно заботится об отце своей дочери.
Так что в Роттердам Сергей Александрович поехать не сможет. «Ути-ути-ути» там представят Стася Венкова, написавшая сценарий и сыгравшая главную роль, и молодой, но уже опытный оператор Тимофей Лобов, работавший с Соловьевым на картине «Ке-ды». Рабочий материал нового маленького фильма Сергей Александрович показал друзьям и близким на своем юбилее — 25 августа ему исполнилось 75. Писатель Андрей Геласимов, по новелле которого сняты «Ке-ды», поделился с «МК» своими впечатлениями: «Получилось дерзко и задорно. Смотришь, смеешься, а потом вдруг понимаешь, что говорит-то он о смерти. И тут у меня навернулась слеза. Физическое тело Сергея Александровича не соответствует тому Соловьеву, который сидит внутри. Это два разных человека».
В Роттердаме любят смелые и откровенные картины. Трейлер полуторачасовой ленты «Тиннитус» Даниила Зинченко, известного по фильму «Эликсир», показанному несколько лет назад на Берлинале, производит впечатление. Во весь экран — рот девушки, говорящей от лица молодого мужчины, которому нет и двадцати. Он (она) рассказывает, как занимался любовью (это, конечно, мягко сказано, в фильме все грубее), как засунул ей в рот колготки, а барышня-то была мертва. Теперь сам удивляется, как отважился на такое.
В конкурсе участвует «Верность» Нигины Сайфуллаевой — вторая ее полнометражная работа. Многих она шокирует откровенным разговором на запретную тему. Нигина рассказывает, что самые жесткие обвинения ей пришлось выслушивать со стороны феминисток.
— Так вы этого хотели?
— Нет, конечно. Кто же хочет, чтобы его гнобили? Они смотрят фильм с позиций идеологии, которая в наш замысел не укладывается, обвиняют меня в шовинизме, мизогинии.
— Считаете себя смелой?
— Когда делала фильм, не ощущала. Но знаю, что, находясь в процессе, не чувствую границ. А потом, когда отстраняешься от фильма, возникает что-то новое. Когда я увидела в Интернете фрагменты своего первого фильма «Как меня зовут» и сериала «Детки», то подумала: «О! Лихо». Возможно, потом и «Верность» покажется смелой.
— Но кто-то наверняка скажет: ничего смелого нет, в мировом кино давно все сказано и в Роттердам взяли, чтобы показать прорыв в дремучем русском кинематографе.
— В мире действительно это уже переосмыслили много раз, но здесь важен российский контекст. Гораздо чаще русские фильмы, попадающие на большие фестивали, обвиняют в том, что они очерняют Россию. Но, может быть, мы просто хороший фильм сделали, вот нас и пригласили? Наша картина отличается тем, что все решения в ней принимает женщина. Она не идет за мужчиной. В Европе и Америке давно пошли дальше, и, возможно, такие размышления устарели. Судя по тем откликам, которые я вижу в Сети, люди откликаются прежде всего на тему супружеского тупика, определенную позицию в обществе по отношению к женщине, нарушающей принятые границы.
Светлана Хохрякова