Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Шаблонность и безынициативность»: почему государство проигрывает борьбу кибермошенникам

До 90% кол-центров находятся не в России

На сегодняшний день проблема кибермошенничества приняла в России поистине космический размах. Об этом говорит официальная статистика, озвучиваемая правоохранителями. В период с 2022 года по август 2024-го было совершено порядка 1,5 млн IT-преступлений, сообщил замначальника следственного департамента МВД РФ Данил Филиппов. По его данным, за последние три года кибермошенники похитили у граждан и вывели за пределы страны более 350 млрд рублей. Так что пока государство явно проигрывает эту борьбу.

До 90% кол-центров находятся не в России
Фото: freepik.com

Даже генпрокурор Игорь Краснов заявил о снижении уровня раскрываемости преступлений в сфере информационных технологий до 25,9%. По его словам, за первые восемь месяцев 2024 года число случаев кибермошенничества выросло на 16,4% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. Чиновник отметил особую активность организованных групп, применяющих вредоносное программное обеспечение, фишинговые (поддельные) сайты, специальную технику, электронные платформы и колл-центры с подменными номерами. Краснов раскритиковал проводимую оперативную работу, указав ее шаблонность и безынициативность. Он призвал активнее развивать электронный документооборот между правоохранительными органами и организациями финансового рынка, а также сотовыми операторами. 

В общем массиве регистрируемых в России преступлений доля киберпреступлений составляет сегодня около 40%, а по тяжким и особо тяжким составам приближается к 60%, сообщил, в свою очередь, глава МВД Владимир Колокольцев. Эти цифры обусловлены объективными причинами, говорит член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. Во-первых, цифровые технологии развиваются и распространяются очень высокими темпами. Во-вторых, этот вид противоправной деятельности привлекает своей анонимностью.

«В киберпространстве преступники могут действовать из любой точки мира, скрывая свою личность с помощью различных техник, таких как VPN, анонимные сети и шифрование. Сегодня до 90% так называемых кол-центров находятся не в России», – отметил депутат. В-третьих, огромную роль играет фактор прибыльности: счет идет на многие десятки миллиардов рублей. Мошенники зарабатывают в том числе на продаже персональных пользовательских сведений. Стоимость зависит от детализации, актуальности, а также от типа данных: финансовая информация оценивается куда выше, чем адрес или ФИО.  

Как следует из обзора ЦБ, в 2023 году банки отразили 34,8 млн попыток лишить граждан денег. От всего объема средств, которые все же удалось украсть, клиентам вернули лишь 8,7%. Больше всего противоправных операций (985 тысяч) было совершено с использованием кредитных карт пострадавших. На основе опроса регулятор определил, кто чаще всего попадается на уловки мошенников: в основном (66,2%) это люди в возрасте от 25 до 64 лет. Они экономически более активны и часто пользуются банковскими онлайн-сервисами. В остальном расклад по возрастным категориям такой: 14-19 лет – 10,1%, 20-24 года – 8,3%, старше 65 лет – 15,4%.

Среди способов обмана до сих пор преобладают телефонный звонок или СМС-сообщение (54%). Далее идут: атака через мессенджеры – 22,5%; сообщения в соцсетях – 9,8%; письма на электронную почту – 7,2%; фишинг – 4,8%; поддельное приложение – 1,7%.

Под влиянием злоумышленников люди совершают следующие действия: переводят им свои сбережения - 15,3%; сообщают коды из СМС - 15,3%; называют данные банковской карты - 14,8%; вводят данные карты на сайте - 11,9%; устанавливают вредоносное приложение - 11,8%; сообщают паспортные данные - 9,2%; лично передают деньги - 6,1%; набирают комбинацию цифр на телефоне - 5,4%; вводят персональные данные на сайте - 5,4%; оформляют кредит и переводят полученные кредитные средства - 4,8%. При этом, как отмечает Центробанк, 87,6% респондентов при общении с мошенниками не поддавались на их уловки и никаких действий не предпринимали.

Приводит регулятор и статистику ущерба. По его подсчетам, до 20 тысяч рублей теряют 64,1% респондентов; от 20 тысяч до 100 тысяч - 17,9%; от 100 тысяч до 500 тысяч - 9,9%; от 500 тысяч до 1 млн - 3,8%; более 1 млн рублей - 4,3%. В большинстве случаев (34,1%) пострадавшие обращаются за помощью в свой банк, реже в полицию (27,7%) и никуда (27,3%). И совсем редко - к финансовому уполномоченному (2%) и в Роспотребнадзор (1,7%). 

Игорь Боков

Источник

109


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95