Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Шаг в будущее

«Опасный» ученик

Рушан Кучанов, деревенский парень, по себе знает, каково держать в руках лом или тяпку. Летом воюет с сорняками, зимой — со снегом. Но голь на выдумку хитра. Когда рука 16-летнего бойца с гололедом «колоть устала», он, недолго думая, изобрел… ледоруб. Достали зной, комары да мухи — соорудил «прополку»-косилку. Хоть и на принципе садовых машинок, но со своим «коренным» выкрутасом. На очереди — персональная овощесажалка, робот-тяпка, робот-полотерка и умывалка и еще куча всего, что облегчит жизнь мозговитому труженику села и его однокашникам.

Два готовых ноу-хау, презентованные юным техником на «Шаге в будущее», сразили жюри Бауманки наповал. А Рината Юлдашева, учителя физики и наставника Рушана, всерьез озадачили: не пора ли открыть в деревне Янтык Тюменской области центр для одаренных?

Ледовое «побоище»

Если бы у янтыкского школьника нашлись свободные деньги, а у его учителя — нужные связи, российские дворники уже через год дружно перешли бы с лома на кучановский ледоруб — штуковину весом в сорок кило, с колесом и кучей ножиков-режиков. Даром, что дешевая — 9—11 тысяч рублей. Ничего подобного мир не видел: есть механические посыпалки песка, есть лопаты, но «электроломов» в жэковских списках не значилось.

Свежесть идеи и ее цена решили спор — кого из двадцати умников наградить поездкой в Тайвань на научную выставку-2008 и стипендией «Шага». Оригинально, осязаемо, просчитано до грамма и до копейки — вот главные требования всероссийского конкурса «умелых ручек», в которые вписался агрегат Кучанова и не вписались ноу-хау отдельных его соперников.

Трофеи Рушану, разумеется, кстати: хватило бы покрыть расходы на свежие книжки, в селе, увы, недоступные. И на английский — язык до «международной» встречи подтянуть. Но чтобы агрегат, как мечталось, пустить в производство — ни-ни. Просто не хватит. Хотя сам «Шаг», сделанный в главную кузницу инженерных кадров, — уже удача. Вдвойне грандиозная, поскольку на первом «Шаге», еще в прошлом году, Рушан оступился.

— Оно и понятно: маленький был, — на полном серьезе пояснил самородок. — Первую работу написал на уровне детсада: рисунок от руки и вместо комментариев — фантазии.

Детский лепет на региональном этапе конкурса, естественно, завернули. Спасибо, подсказали, как довести изобретение до ума и оформить результаты. Не абы как, а «по-взрослому», в виде научной работы.

Взялся подсчитывать — облом: конструкция перевесила самого автора. Ни в руках удержать, ни с места сдвинуть — весь месяц бился, как облегчить. Облегчил — снова подвох: все эти шестеренки, дробящие диски, транспортерные ленты и прочие «бэушные» механизмы ломаются при первом же сбое.

Провал за провалом, доработка за доработкой: сто раз все переколпаковал, пока не добился оптимального веса и точной работы конструкции. Все «прелести» творческих мук Рушан познал в одиночку: физик к ледорубу даже не притронулся, только направлял и советовал. Год нервотрепки, боданий с учителем, хлопаний дверями и возвращений — и все же эфемерная идея обрела «товарный вид» и научное обоснование.

— Кто видел дворника с механическим ломом? — заход, в риторике именуемый «крючком», помимо рационализаторского выдал в кулибине и ораторский дар. Тем более уникальный, что самопиару Рушана никто не учил. Но эффект был: «совет старейшин» зашевелился, закашлял в кулаки. Даже клевавшая носом галерка проснулась от фокусов с моделью-конструктором. Не до сна: ледокольчик — с виду игрушка игрушкой — сердито трещал, стучал зубами и уверенно наступал на главу «президиума» Валерия Наумова. Глава не выдержал:

— Нельзя ли потише?

— Как?! Лом работает на принципе отбойного молотка, — парировал сибирский левша.

— У льда везде разная толщина. Вы или верхний слой сколете, или асфальт сковырнете, — подхватил эстафету профессор в углу.

— Но я могу поставить амортизаторы и силой собственного давления регулировать уровень скалывания. Где больше, где меньше, — отбился Рушан.

А почему электродвижок и возвратно-поступательные движения? Почему ножи в центре, а не сзади? И еще с десяток «зачем?» и «почему?», которые сбили бы с толку кого угодно, но только не сибирского техника, вышколенного неудачами и нашедшего-таки против лома прием.

Морковная эврика

Прием, видимо, убедительный, поскольку второе изделие, представленное Рушаном комиссии, вызвало куда меньше дискуссий, чем ледокол. Сам факт, что школяр привез сразу два ноу-хау вместо требуемого одного, свалил бауманцев со стульев. А тут еще сорняки, которые рационализатор грозился под корень изничтожить своим «агрегатом для прополки междугрядий овощных культур».

Культуры Рушан намерен спасать тоже ножами, на сей раз совмещенными с тяпкой-копалкой. Механизм приводится в действие аккумулятором наподобие автомобильного и срезает к чертовой бабушке вредные корни. Технология сама по себе не нова, взята у газонокосилок — девятиклассник этого и не скрывал. Но вот идея с сорняками — лично Рушана. Пришла фантазеру в голову на морковке, на прополку которой его со товарищи каждое лето бросает местная агроферма.

— Это же позор, — негодовал пахарь, — тысячи лет человечество полет траву, и все вручную.

Пробелы в колхозных знаниях Рушан восполнил, пошерстив в школьном Интернете. Изучил все, что вокруг да около его новшества, — от тяпки до роторных механизмов и мотокультиватора. Поколдовал с железяками, предоставленными «спонсором» — все той же фермой, с которой у директора школы свои отношения. И произвел на свет божий каракатицу размером с ладонь. Если повезет и ферма подкинет еще материалов, вундеркинд соорудит конструкцию в полный рост. А пока агрегатик мал, да удал: скосил под самый корешок почти один (!) квадратный метр.

И не беда, что в Бауманке рационализатора пугали мышиным горошком, который «после срезки даст корневую систему — мало не покажется». Не беда, что зазор между ножиками, как заметил кто-то в жюри, «слишком ничтожен» — полсантиметра. Рушан ведь не волшебник, он делает всего второй шаг. И шаг, поддержанный старшими, почти уверенными, что косилка Кучанова реально снизит «себестоимость культур и повысит урожай».

— Пойдемте на кафедру — я покажу вам, что и как заменить в конструкции, — и Геннадий Тимофеев, председатель выставочного комитета «Шага», увлек за собой Рушана с учителем. Им есть о чем говорить.

Меч на седую голову

Кстати, орудия труда заменили чудо-селянину… меч «звездных воинов»:

— Видите, я с ним побелел даже, — показал на проседи Ринат Юлдашев. — Самый опасный из всех моих учеников: идеи генерирует, как пирожки печет, и все с подвывертом. То ракету вознамерится создать, то оружие заново изобрести — лазерное, электронное или какое-нибудь плазменное…

Пару лет назад Рушан сразил физика совсем недетским вопросом — как привести в действие атомную бомбу? В смысле, какой компонент для этого нужен? Учитель выпал в осадок, объяснил, что к чему — доходчиво и просто: ребенок все-таки, до ядерной физики далеко. Но теперь к фантазиям подопечного осторожен и при случае направляет их в мирное русло — прочь от милитаристских затей: «а то, знаете, он меня до Магадана доведет».

До взрывов не доходило, но янтыкский учитель не раз и не два заставал сцену из серии «не ждали»: мокрого с головы до пят Рушана и забрызганных мальчишек. Школьный люд галдел и просил доморощенного Гарри Поттера повторить фокус. Что за «фокус», физик догадался по разорванной в клочья бутылке из-под газировки:

— Наполнил ее наполовину водой, накачал воздухом, и та взлетела не хуже ракеты, — не то сердился, не то радовался за подопечного Ринат Ривгатович.

Рушан оправдывался тем, что идею слизнул из журнала в желании выучить реактивное движение. А за неимением тяжелых металлов «корпус» решил использовать пластиковый.

Штаны подмочены, репутация — нет. В лице малышей «фокусник» обрел благодарных зрителей, в лице учителя — «локомотив» и «тормоз» одновременно. Который, когда надо, остудит «реактивный» пыл мечтателя. Тот же меч Орагорна, который Рушан задумал сварганить на школьной оптике, научрук не одобрил: дорого и не ново. А вот «электролом» придумать — в хозяйстве пригодился бы.

Шапочные мечты

С «прощай, оружие!», собственно, и начались «взрослые» опыты инженера Кучанова. Не сразу, конечно. В ужастиках и блокбастерах, откуда юный ум черпал безумные идеи, оставалась масса интересного. Та же шапка-невидимка: на нее Рушан давно глаз положил, еще с фильмов об оптических камуфляжах и зачитанной книжки Герберта Уэллса «Человек-невидимка». Сам как-то дошел до ткани из наночастиц золота и серебра, способных поглощать фотоны света, а значит, лишать шапку светоотражающих свойств:

— Человек воспринимает вещи через световые волны, — втолковывал мне Рушан и тут же вспомнил «невидимые» бомбардировщики «Стелс», чье покрытие вместо фотонов света поглощает радиоволны.

Системной логике, то бишь умению совмещать схожие принципы из разных разделов учебника, парень научился на «пятиминутках», придуманных Ринатом Юлдашевым для вольных дискуссий на заданные самими учениками темы. Чей-то вопрос по оптике продвинул Рушана к тайне гарри-поттеровой мантии, крема Маргариты и прочей магической «нечисти», а его учителя — к полке с журналами.

Юлдашев даже в библиотеку райцентра ездил, чтобы отксерить и привезти чудо-школьнику статьи об «оптическом камуфляже» и «невидимых костюмах». Переводили тексты втроем, с англичанкой.

Японцы, американцы и русские наперебой предлагали Рушану каждый свое — от плазменных экранов вместо золота до видеоэкранов, способных вместо человека отражать фон за его спиной. Но денег ни на плазму, ни на золото, даже в наночастицах, Рушану никто не обещал, и идея-фикс была отложена до лучших времен. Физик только руки потирал: без лишних травм спустил фантазера на землю.

Горе-испытатель сделал еще пару попыток «регенерировать» раны коллегам из футбольной команды «живой водой» — жуткой смесью из извести, соли и старого вина. Но тут же был уличен, изолирован в кабинет физики и просвещен на предмет того, что «здесь тебе не академия магии, а обычная школа», и желудки у товарищей не луженые, щелочь не переварят. На сем доморощенный алхимик поставил жирное многоточие.

Умный дом

Самую безобидную из бурных фантазий Рушана — универсальный пульт на все случаи жизни, от включения телевизора до управления пылесосом и лейкой — попробовали реализовать на практике. Не все сразу, а только одно — собрать «послушный» чайник, чтобы включался удаленно, с конца огорода. Умник загорелся, притащил с помойки микросхемы, отыскал папин паяльник, покрутил-поваял и оставил.

— Начнет что-нибудь и бросит, хватается за новое, — сетовал наставник. — Идеи у него опережают одна другую. У нас в лаборантской куча недоделок накопилась — снегоход, вертолет, теплоход… Новое ему теперь не даю, пока старое не закончит.

Ледоруб с косилкой — фишки, которые рукастый непоседа довел до логического конца. Эдакие «уздцы», за которые Ринат Юлдашев весь год придерживал школяра, чтобы тот не отлынивал от дела. Узда подействовала: теперь Рушан влегкую осиливает не только косилки, но и радиомашинки, велосипед и музыкальный центр брата. Братишка ломает — Рушан ремонтирует. Без лишних слов и без всяких инструкций — наощупь. Посидел, помозговал, отверткой покрутил — и на тебе, все готово. А спросят, как, — репу чешет:

— Теории не хватает, — выдал любимца учитель. — Недавно принес детекторный приемник, работает без питания. Вопрос — как ты его сделал? Да так, говорит, соединил два провода, что-то там нахимичил, а как получил искомое — не знаю. Начинаю объяснять, привлекаю не знакомые ему разделы физики.

То, что теория расходится с практикой, не страшно, успокаивает Рушана учитель. Вся наука так: сначала по наитию, опытным путем что-то находят, потом подводят под найденное стройную базу. Придумать что-то свое многие и хотели бы, да не дано.

Дети Юлдашева

Из десятка «птенцов» Юлдашева пока только двое отличились на всероссийском конкурсе юных изобретателей. Девятиклассник Артур Мухамедьяров помог Рушану с косилкой — грамотно расположил ножи и вилки на корпусе. Обоих жюри «Шага» позвало в летнюю «Академию юных» в Гаграх, где пляжный отдых мальчикам предстояло совместить с мастер-классами ученых из Бауманки и МГУ.

Финал, о котором теперь грезит Юлдашев — разбудить в детях творцов, организовать научно-техническое общество на базе школы и всей деревней влиться в областной дворец творчества, один из сотен региональных участников программы «Шаг в будущее». Воодушевленный успехом Рушана, физик теперь готов на организаторские подвиги — только, чтобы увлечь, зацепить школьный люд. Люд ведь умненький, для истории пока не потерянный: сплошь от сохи, к труду приученный. Сами прибились к физику — никто их не звал.

— Повелись на фокусы Рушана, — смеялся Ринат Юлдашев. — Сначала пришел Артур, потом Ильяс, Ваня, Залия, Полина… Вскоре пронесся слух, что у физика можно смастерить все, что захочешь, хоть шлем человека-паука.

И народ повалил. Половина отсеялась сразу. Остались терпеливые, готовые «доделать задуманное»: хождение по мукам по-кучановски у них еще впереди. Самые мозговитые дежурят у дверей кабинета физики с утра. Уже с идеями.

— В учительской задержусь — кричат: «Идите, там ваши дети пришли». Уроки закончились — не успели пообедать, уже у меня. Ставим самовар, сушки, баранки — открываем тетрадки, книжки, чертежи. Идея общая — что-то собрать, посчитать. У каждого свой участок работы, сидят решают. Потом совмещаем результаты труда: что куда поставить, припаять.

Моторчики, микросхемы, клапаны, форсунки, шестеренки, проводки: коллективный мозг познает то дяди Борин мопед, то утюг Ольги Петровны, то самолет Рушанова братика. И так до шести-восьми вечера, пока Сан Саныч, школьный сторож, не придет и не погонит всех «на борщ мамкин»

Дедова мудрость

Рушану разве что с дядей не повезло. Попытки чада соорудить из досок и старых проводов «телефонизированное» гнездо Соловья-разбойника селянин рассматривал, как блажь. А пару раз рационализатору грозила хорошая трепка. Обиделся дядя — дескать, его книжки со схемами тракторов племянничек замусолил до дыр.

Рушан даже слезу пустил, но дедушка, добрая душа, поддержал: мусоль, читай, не обращай внимания. Читать парень, правда, еще не умел. Поэтому конструктор, подаренный на пятилетие, как и физику потом у Юлдашева, освоил руками и без инструкции. Одним мозговым штурмом. И — эврика! — у папы-водителя в кабине грузовика появился вентилятор-самоделка, у мамы-агронома — лопатка по типу саперной.

Развивать не развивать очумелые ручки — родители вопросом не мучались. Главное, чтобы сын при деле был. Когда дело — настоящее, инженерное — замаячило на горизонте, только в ладоши хлопали. Будет кому трактор починить, а может, и в люди выйти.

И Рушан рад, что при деле. Вечером пьет чай с учительскими баранками, а утром снова спешит к физику с «дурацкой» идеей. И точно знает, что тот по уху не даст и блажью сто первое предложение не назовет. Все-таки повезло им друг с другом — ученику и побежденному учителю. Есть, с кем шагать — и в Гагры, и в Тайвань на международную выставку, и в Бауманку, и в Шуховы с Туполевыми.

Наталья Емельянова

886


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95