Поэтому сейчас, когда на сцене Малого театра играют его премьеру «Король Лир», это по праву воспринимается как нечто долгожданное. Тем более что этим спектаклем Яковлев укрепил славу мастера русского психологического театра.
Сюжет пьесы Шекспира вечен, как любая классика. Стареющий король решает поделить королевство между тремя дочерьми, а размер надела, который каждой причитается, решает определить по тому, насколько горячо каждая признается ему в любви. Первые две дочери используют шанс и вовсю льстят, а младшая Корделия говорит, что любит своего отца, но лукавить в описании чувств не будет — не умеет на эту тему «высказываться вслух». Честолюбивый король прогоняет ее ни с чем, а когда королевство оказывается в руках старших дочерей, гонениям подвергается уже он сам. Король, конечно, понимает, в чем истинная любовь, но поздно: старшие дочери погибают, Корделию убивают, и Лир умирает от горя.
— Сложность восприятия этой пьесы в том, что в ней совсем нет надежды, оптимизма во взгляде на жизнь, — замечает Яковлев.
Однако в спектакле эта обреченность наталкивается на мощную харизму Бориса Невзорова в главной роли. В его игре все по Шекспиру: и заблуждение, и горечь от обмана, и страдания от опалы со стороны дочерей.
Действительно, энергетика самого актера настолько сильна, что вступает в противоречие с мытарствами его персонажа. Взгляды, жесты, интонация — все в короле сквозит яркой невзоровской индивидуальностью. Настолько сильной, что даже не верится, что его герой мог угодить в такую ловушку судьбы. Между тем, данная интерпретация характера героя как раз и вселяет в зрителя оптимизм относительно участи короля: кажется, он найдет выход из ситуации. Только рушится эта надежда о замысел самого автора пьесы.
Несмотря на это, спектакль остается академичным: здесь все максимально приближено к эпохе Шекспира — разве что нет круглой сцены, и в спектакле заняты женщины.
Анна Бояринова