Это свело к минимуму индивидуальность каждого из производимых экземпляров, сделав их похожими, как две капли, зато резко повысило производительность. Однако такой подход вполне справедливо считается достижением прогресса, качественным скачком вперёд.
Переход к поточному производству резко снизил себестоимость товара, позволил штамповать одни и те же вещи в огромных количествах с заранее определёнными параметрами качества. Иными словами, именно такой подход позволил насытить рынок всем необходимым. Да, безусловно, проживая в окружении "штампованных" вещей и изделий, созданных на потоке, мы стали гораздо лучше ценить всё, что сделано руками, по индивидуальному заказу. Вернее, почти всё, ибо, согласитесь, лучше иметь добротный стандартный экземпляр чего-то, выпущенного в огромном количестве по всему миру, чем коряво сделанный рукотворный, неудобный, некрасивый и малофункциональный, пусть и сотворённый с любовью.
О чём это говорит?
О том, что все крики про кризис современной школы, на самом деле, это претензии к поточному производству. Дескать, зачем нам дети-штамповки, обученные в режиме конвейера, зачем нам все эти унифицированные болваны с приглаженными параметрами, нам нужен сугубо индивидуальный подход, чтобы учесть интересы и возможности каждого отдельно взятого ребёнка, ибо только так можно воспитать гения, лидера, нестандартную личность!
Из чего вытекает, что школа как поточное производство изжила себя и от неё нужно отказаться. И что теперь нужно снова вернуться к тому, от чего мы ушли в своё время – к “штучному товару”, если так можно назвать каждого отдельно взятого ученика, с которым должны быть выстроены сугубо индивидуальные отношения в плане обучения.
Если честно, это полная чушь. Хотя бы потому, что переход к конвейеру не уничтожил ручного производства там, где его можно и нужно сохранить. Разве наличие развитой системы общепита ставит крест на желании каждого из нас проявить себя в “кухонной кулинарии”? И разве общественный транспорт уничтожил все остальные средства, в том числе, индивидуальные – велосипед, мотоцикл, автомобиль? А может, больницы и поликлиники с их узкоспециализированными врачами поставили крест на эскулапах широкой специальности, которые раньше могли долгие дни, недели и месяцы лечить только одного пациента, а теперь вынуждены принимать десятки больных в сутки? Тоже нет. Опять же, плох тот конвейер, который производит некачественный товар с низким сроком службы, конвейер, который постоянно ломается, не способен выдерживать заданные стандарты, а также производит то, что никому не нужно.
Так вот, советская школа, хвалят ли её или ругают, была весьма неплохо налаженным конвейером. Ставка на поточное производство, на всеобуч, позволила не только в короткие сроки ликвидировать безграмотность, но и резко повысить уровень образования в целом по стране, воспитать несколько поколений граждан, живущих в единой системе ценностей, что помогло в нужный момент сплотить народ и выдержать страшные испытания, возродить страну из разрухи. Несмотря на войны и потрясения, наши люди буквально “от сохи” сумели всего за несколько десятилетий вырваться в космос, поставить на службу человечества силы атомной энергии, совершить целый ряд грандиозных открытий.
Теперь же всё чаще говорят о том, что школа с её классно-урочной системой себя изжила, нужно переводить детей на семейное и дистанционное обучение, потому что обычные учителя ни умеют и не хотят заниматься с каждым ребёнком индивидуально, а значит, долой конвейер, даёшь обучение тет-а-тет, как это было раньше, при царе!
Так вот, на самом деле, крайности тут совершенно не нужны. Одно не исключает и не отменяет другого. По крайней мере, не должно отменять. Пусть будет огромная фабрика одежды "Большевичка" и громадный "Микояновский мясокомбинат", но пусть параллельно существуют и десятки небольших ателье, малых предприятий по изготовлению великолепных колбас и окороков. Опять же, есть крупнейшие автоконцерны, выпускающие сотни тысяч машин в год, и есть небольшие автокомпании, где тюнингуют стандартные модели, превращая их в тот самый штучный товар, которого нет ни у кого.
Главные претензии к школе - мол, она всех стрижёт под одну гребенку, даёт всем одно и то же, вопреки желаниям школьника. И нужно исходить из потребностей ученика, а вовсе не из требований программы, составленной невесть кем и непонятно, по какому принципу.
А кто сказал, что основная задача школы – всегда и во всём отталкиваться именно от желаний каждой отдельно взятой личности ученика? Если вам важен только этот аспект, тогда – да, массовая школа будет в тягость, и вам не обойтись без частного преподавателя, который будет учитывать только то, что хотите вы и ваш ребёнок. А вот в классах и на уроках детям должны дать то, что нужно знать всем, без исключения, для этого, собственно, школа и придумана. И для этого, кстати, придуманы образовательные стандарты, минимумы знаний, компетенции и многое другое. Пресловутое стремление к индивидуальности нужно реализовать в другом месте и/или в другое время - например, в системе дополнительного образования, в кругу друзей, в семье, в лагере труда и отдыха. Или на уроке, но только в рамках изначально заданных требований к качеству знаний и темпам прохождения учебного материала.
Да, повторяю, школа - это конвейер, как бы это кому-то не нравилось. Но ведь она и изначально была задумана именно как конвейер, как система для массового производства молодых граждан страны, как система программирования детей на реакции определённого типа и заданной направленности. И в это её основное предназначение, между прочим. Школа - прежде всего, это государственная структура, потому что все, кто населяет государство, должны пройти через школу. А коли так, то именно в школе людям должны заложить в мозги и сердца те качества, которые в дальнейшем будут способствовать повышению культурной, экономической, научной мощи государства, в котором они живут.
Если кому-то это не по душе, они в дальнейшем могут "тюнинговаться" в каком-нибудь другом месте, получив там иное представление о ценностях и предназначениях. Это их право. Но только не надо говорить, что так должны поступать все. И уж, тем более, не надо пытаться доказать, что именно в школе детям должны привить недоверие к официальным источникам информации, нелюбовь к власти, стремление всегда и во всём идти наперекор "официальной линии", осознанное отторжение тех идеалов и героев, на которых нам предлагают ориентироваться, желание всегда брать пример с других стран, где всё и всегда лучше, чем у нас...
Страна, которая пойдёт по такому пути, обречена.
Впрочем, как и та, которая делает ставку исключительно на конвейер, в смысле - "ширпотреб".
P.S. Вы говорите, что Царскосельский лицей – это абсолютно не конвейер и никак не поточное производство? Вы ошибаетесь. Просто конвейеры тоже бывают разными. Впрочем, как и семейное обучение.
Вадим Мелешко