Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Школа для мам

Записки мамы четверых детей из серии «Одиночество мне не грозит»

Хорошими делами прославиться нельзя…

Эдуард Успенский

 

Одна знакомая, живущая по соседству, после прочтения моих заметок высказала неожиданное предложение: «Если когда-нибудь вы создадите школу мам, чур я первая!»

Эта смелая идея напомнила мне эпизод из книги А.А. Усачёва про школу снеговиков:

Скажу тебе главный педагогический секрет. Знаешь, что важно в первой учительнице?

– Строгость.

– Совсем не обязательно.

– Знания.

– Не только, – Дед Мороз улыбнулся. – Очень важна красота. Если учительница красивая, ее все ученики полюбят. А ты у меня настоящая красавица!

А если серьезно, то я всё-таки дерзнула помечтать, какой бы она была – школа мам!? Тем более для мечтаний сейчас самое благоприятное время. Кто со мной?

Я думаю, что моя школа мам напоминала бы Дом дружбы, который построил крокодил Гена с Чебурашкой и друзьями. Потому что я вижу главной задачей – привить мамам вкус к радости от совместного времяпровождения с детьми. Педагогические идеи вроде выдачи мороженого за отличную учёбу только приветствуются!

Для их реализации совсем необязательно создавать школу-здание, достаточно проявить инициативу со стороны родителей. Например, похожую на ту, которую я наблюдала в нашем дворе буквально несколько дней назад. Двое пап (в выходные дни с детьми в основном гуляют папы) взялись за организацию детского досуга на свежем воздухе. Они принесли канаты и предложили ребятам устроить соревнование по их перетягиванию.

Нужно ли говорить, что постепенно вся местная детвора подтянулась к весёлому мероприятию. И ни у кого: ни у тех, кто участвовал в игре, ни у тех, кто наблюдал за нею, не возникало сомнений в пользе происходящего.

Подобные идеи-находки часто встречаются в детских книжках. Так, читая детям книгу «Незнайка в солнечном городе», мне приглянулся книжный театр на улице. Я подумала, а ведь любой взрослый при желании может выйти во двор со своими детьми, сесть на скамеечку и начать читать им вслух. Возможно кто-то заинтересуется, подойдет и тоже послушает.

А если это делать каждый день в одно и то же время, возможно, появятся и постоянные слушатели, как это произошло у сказочных коротышек.

Идеи подобного рода могут исходить не только от взрослых. Дети – большие оригиналы в своих выдумках. К примеру, мы в детстве часто устраивали кукольный театр на улице.

Сначала на один из заборов вешалось одеяло. Это была ширма. Дети с куклами стояли на стульях за ширмой, а с внешней стороны — сидели на принесенных стульях приглашенные зрители. Как правило, это были наши бабушки-пенсионерки.

Мы, счастливые, сами себе сценаристы, постановщики и главные герои разыгрывали для них настоящее кукольное представление, всегда сопровождавшееся громкими благодарными аплодисментами.

Детям всегда хочется делать что-то интересное и их страшно увлекает возможность оказывать положительное влияние на мир взрослых. «Обычной бедой, с которой сталкиваются дети, когда пытаются в миру делать коллективные добрые дела, оказывается непонимание со стороны взрослых, нередко приводящее к краху прекрасные детские замыслы, естественно по-детски реализованные» (М.В. Осорина). Нам повезло: у нас были мировые бабушки!

Но зачастую идейным вдохновителем в детской группе выступает взрослый. Он привносит идею помощи другим людям или общественно-полезной деятельности. К примеру, один из главных девизов движения скаутов, которое организовал английский генерал Р. Баден-Пауэлл, звучал так:

ни дня без доброго дела!

Наслушавшись про приключения Петсона и его кота Финдуса (эту книжку нам подарила крёстная), Петя мечтает теперь пойти летом в поход. Вместе думаем, что для этого понадобится. Планируем необходимые покупки: удочку, котелок, палатку, спальные мешки. Совместный поход – это ещё одна прекрасная, на мой взгляд, идея, как и любая другая идея путешествия.

Только представьте — мамы, папы и дети с одного многоквартирного дома, двора или улицы собираются и идут в совместный поход или устраивают на зелёной лужайке общие мастер-классы по рисованию, по танцам, по чтению стихов, исполнению песен, по разгадыванию загадок и ребусов (интеллектуальные игры на манер «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»). Увлекательными мне представляются общие поездки на городских автобусах – «орудиях познания городской среды», а также лыжные и велосипедные гонки.

Незаслуженно забыт обычай — общие застолья во дворе. Да мало ли ещё чего!

Безграничное пространство для полёта фантазии и её радостного воплощения.

Недаром школа В.А. Сухомлинского носила название — «Школа радости». В школе радости царили музыка, фантазия, сказки, творчество, во многих классах были картинные галереи с репродукциями картин, в школе было бесчисленное количество кружков и секций, ее двери всегда были открыты.

В.А. Сухомлинский считал, что в процессе обучения важную роль играют отношения между учителем и учеником. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно на основе таких установок в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинение и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. Благодаря таким моментам создается ценный опыт диалога между учениками и учителями.

Учитель, прежде всего, по мнению Сухомлинского, должен уметь познать духовный мир ребенка, понять в каждом ребенке «его личность».

Педагог-новатор организовал Родительский университет — школу для молодых родителей, где преподавались курсы психологии и педагогики, теории физического, умственного и нравственного воспитания. Родители записывались сюда за два года до поступления ребенка в школу и затем посещали занятия до окончания средней школы. Занятия проводились два раза в месяц в виде лекций и дискуссий. Таким образом родители начинали лучше понимать своих детей, избегать ошибок в воспитании

. В. А. Сухомлинский говорил, что мы «не можем представить себе полноценного семейного и школьного воспитания без родительской школы».

Получается — идея школы для мам не нова. Педагогика важна для всех, как для учителей, так и для родителей. Остается пожелать всем радости от учебного процесса в любой школе в любом возрасте, ведь учиться никогда не поздно!

Мария Кулыванова

290


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95