Хорошими делами прославиться нельзя…
Эдуард Успенский
Одна знакомая, живущая по соседству, после прочтения моих заметок высказала неожиданное предложение: «Если когда-нибудь вы создадите школу мам, чур я первая!»
Эта смелая идея напомнила мне эпизод из книги А.А. Усачёва про школу снеговиков:
Скажу тебе главный педагогический секрет. Знаешь, что важно в первой учительнице?
– Строгость.
– Совсем не обязательно.
– Знания.
– Не только, – Дед Мороз улыбнулся. – Очень важна красота. Если учительница красивая, ее все ученики полюбят. А ты у меня настоящая красавица!
А если серьезно, то я всё-таки дерзнула помечтать, какой бы она была – школа мам!? Тем более для мечтаний сейчас самое благоприятное время. Кто со мной?
Я думаю, что моя школа мам напоминала бы Дом дружбы, который построил крокодил Гена с Чебурашкой и друзьями. Потому что я вижу главной задачей – привить мамам вкус к радости от совместного времяпровождения с детьми. Педагогические идеи вроде выдачи мороженого за отличную учёбу только приветствуются!
Для их реализации совсем необязательно создавать школу-здание, достаточно проявить инициативу со стороны родителей. Например, похожую на ту, которую я наблюдала в нашем дворе буквально несколько дней назад. Двое пап (в выходные дни с детьми в основном гуляют папы) взялись за организацию детского досуга на свежем воздухе. Они принесли канаты и предложили ребятам устроить соревнование по их перетягиванию.
Нужно ли говорить, что постепенно вся местная детвора подтянулась к весёлому мероприятию. И ни у кого: ни у тех, кто участвовал в игре, ни у тех, кто наблюдал за нею, не возникало сомнений в пользе происходящего.
Подобные идеи-находки часто встречаются в детских книжках. Так, читая детям книгу «Незнайка в солнечном городе», мне приглянулся книжный театр на улице. Я подумала, а ведь любой взрослый при желании может выйти во двор со своими детьми, сесть на скамеечку и начать читать им вслух. Возможно кто-то заинтересуется, подойдет и тоже послушает.
А если это делать каждый день в одно и то же время, возможно, появятся и постоянные слушатели, как это произошло у сказочных коротышек.
Идеи подобного рода могут исходить не только от взрослых. Дети – большие оригиналы в своих выдумках. К примеру, мы в детстве часто устраивали кукольный театр на улице.
Сначала на один из заборов вешалось одеяло. Это была ширма. Дети с куклами стояли на стульях за ширмой, а с внешней стороны — сидели на принесенных стульях приглашенные зрители. Как правило, это были наши бабушки-пенсионерки.
Мы, счастливые, сами себе сценаристы, постановщики и главные герои разыгрывали для них настоящее кукольное представление, всегда сопровождавшееся громкими благодарными аплодисментами.
Детям всегда хочется делать что-то интересное и их страшно увлекает возможность оказывать положительное влияние на мир взрослых. «Обычной бедой, с которой сталкиваются дети, когда пытаются в миру делать коллективные добрые дела, оказывается непонимание со стороны взрослых, нередко приводящее к краху прекрасные детские замыслы, естественно по-детски реализованные» (М.В. Осорина). Нам повезло: у нас были мировые бабушки!
Но зачастую идейным вдохновителем в детской группе выступает взрослый. Он привносит идею помощи другим людям или общественно-полезной деятельности. К примеру, один из главных девизов движения скаутов, которое организовал английский генерал Р. Баден-Пауэлл, звучал так:
ни дня без доброго дела!
Наслушавшись про приключения Петсона и его кота Финдуса (эту книжку нам подарила крёстная), Петя мечтает теперь пойти летом в поход. Вместе думаем, что для этого понадобится. Планируем необходимые покупки: удочку, котелок, палатку, спальные мешки. Совместный поход – это ещё одна прекрасная, на мой взгляд, идея, как и любая другая идея путешествия.
Только представьте — мамы, папы и дети с одного многоквартирного дома, двора или улицы собираются и идут в совместный поход или устраивают на зелёной лужайке общие мастер-классы по рисованию, по танцам, по чтению стихов, исполнению песен, по разгадыванию загадок и ребусов (интеллектуальные игры на манер «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»). Увлекательными мне представляются общие поездки на городских автобусах – «орудиях познания городской среды», а также лыжные и велосипедные гонки.
Незаслуженно забыт обычай — общие застолья во дворе. Да мало ли ещё чего!
Безграничное пространство для полёта фантазии и её радостного воплощения.
Недаром школа В.А. Сухомлинского носила название — «Школа радости». В школе радости царили музыка, фантазия, сказки, творчество, во многих классах были картинные галереи с репродукциями картин, в школе было бесчисленное количество кружков и секций, ее двери всегда были открыты.
В.А. Сухомлинский считал, что в процессе обучения важную роль играют отношения между учителем и учеником. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно на основе таких установок в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинение и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. Благодаря таким моментам создается ценный опыт диалога между учениками и учителями.
Учитель, прежде всего, по мнению Сухомлинского, должен уметь познать духовный мир ребенка, понять в каждом ребенке «его личность».
Педагог-новатор организовал Родительский университет — школу для молодых родителей, где преподавались курсы психологии и педагогики, теории физического, умственного и нравственного воспитания. Родители записывались сюда за два года до поступления ребенка в школу и затем посещали занятия до окончания средней школы. Занятия проводились два раза в месяц в виде лекций и дискуссий. Таким образом родители начинали лучше понимать своих детей, избегать ошибок в воспитании
. В. А. Сухомлинский говорил, что мы «не можем представить себе полноценного семейного и школьного воспитания без родительской школы».
Получается — идея школы для мам не нова. Педагогика важна для всех, как для учителей, так и для родителей. Остается пожелать всем радости от учебного процесса в любой школе в любом возрасте, ведь учиться никогда не поздно!
Мария Кулыванова