Ольга Дашковская
Согласно новому Закону «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование является уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами. Но что значит – «стандартизация образования дошкольников»? На этот вопрос постарались ответить участники пресс-конференции в «РИА Новости», члены рабочей группы по созданию ФГОС и представители регионов.
По чьей мерке?
Сейчас, до вступления нового закона в силу, в дошкольных учреждениях действуют федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые были разработаны несколько лет назад. ФГТ состоят из двух частей: требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации. Принципиальное отличие стандарта от ФГТ заключается в том, что в нем устанавливаются еще и требования к результатам.
Данный факт порождает слухи о том, что выпускникам детских садов придется сдавать дошкольный ЕГЭ. И хотя представители Минобрнауки, Российской академии образования и другие официальные лица эти слухи опровергают, сомнения по поводу целесообразности введения ФГОС дошкольного образования остаются. И главный вопрос – чьим ожиданиям он соответствует?
Разработчики утверждают, что они старались максимально учесть пожелания родителей, педагогов и прежде всего руководствовались интересами детей. Но по порядку.
Согласно исследованию, проведенному Институтом психолого-педагогических проблем детства РАО летом прошлого года, ожидания родителей разнообразны и противоречивы. Так, около 20% хотят сделать из своих детей профессоров, с раннего детства загружая их уроками и лишая возможности играть. Такой подход, по словам директора Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяны Волосовец, приводит к перегрузкам и невротизации детей, а потому не может быть учтен при разработке стандартов. Примерно 10% родителей видят главную задачу ДОУ в сохранении здоровья детей, обеспечении их безопасности; еще 20% убеждены, что ответственность за воспитание детей несет не семья, а общество и государство. Однако почти половина всех опрошенных пап и мам заявили о том, что стандарт должен быть направлен на развитие наклонностей и способностей ребенка – музыкальных, физических, художественных. Должен давать всестороннее развитие. В этом пункте специалисты согласны с родителями, более того: новый Закон «Об образовании в РФ», в котором прописано сетевое взаимодействие образовательных организаций, позволит решить эту задачу. Модель сотрудничества между ДОУ и учреждениями дополнительного образования представляется разработчикам ФГОС перспективной: таким, по их мнению, и должен быть детский сад будущего.
Ожидания воспитателей от стандарта сходятся с родительскими в том, что безопасность и здоровье детей – на первом месте. Кроме того, они просят побольше интересных и доступных образовательных программ; качественного повышения квалификации, а главное – они не хотят учить дошкольников чтению, письму и счету, а хотят побольше игрового материала.
В то же время учителя начальных классов, как и значительная часть родительской общественности, настаивают на том, чтобы в школу приходили «готовые» дети, умеющие не только читать-писать-считать, но и послушные, аккуратные, коммуникабельные.
Кого слушать? Разработчики пошли своим путем.
Учить для жизни, а не для школы
Руководитель рабочей группы по созданию проекта ФГОС дошкольного образования, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов заявил: основное правило, которым следует руководствоваться, заключается в том, что это школа должна готовиться к ребенку, а не ребенок к школе. Сегодня система дошкольного воспитания деформирована влиянием школы, там давно уже произошла подмена игровых видов деятельности учебной работой. И это совершенно неправильно с точки зрения возрастной психологии. В новом стандарте должны быть установлены требования не к результатам обучения в детском саду, как думают многие, а к результатам социализации детей. Сформулировать их крайне сложно даже опытным ученым, но в первоначальном варианте это приобщение ребенка к культурным ценностям и ценностям здорового образа жизни; развитие мотивации к познанию мира и способности общаться, сотрудничать со сверстниками и взрослыми; освоение морально-этических норм. Предполагается, что у каждого ребенка будет свое портфолио или паспорт развития, призванный отразить его индивидуальные особенности, трудности и успехи.
Главное – ни о каких тестах речи быть не может, ведь ст. 64 Закона «Об образовании в РФ» запрещает итоговую аттестацию в детских садах. Как уточнила директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец, проверять и оценивать будут не детей, а образовательный процесс в ДОУ: условия, кадры и т.д.
Но, по словам заместителя декана факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Ольги Карабановой, риски есть, и главный – не опуститься до формальных оценок и буквального понимания этих показателей. Как она пояснила, ключевая цель нового стандарта – стать навигатором, ориентиром для педагогов ДОУ, чтобы они сумели вовремя распознать и скорректировать трудности в развитии детей на ранней стадии, направить их к специалистам (психологам, логопедам и т.д.), грамотно выполнить их рекомендации. Данные требования уже прописаны в проекте профессионального стандарта педагогов дошкольного образования.
Статус дошкольного педагога
Повышенные требования – да, но сначала хорошие условия работы. По мнению заведующей ДОУ № 111 г. Улан-Удэ (республика Бурятия) Анжелы Невежиной, стандарт – это обязательства государства перед родителями и обществом, поэтому требования к условиям должны быть подкреплены финансово. Пока этого нет. Были приведены примеры: по итогам проверок детсад № 111 подвергался штрафам из-за несоответствия СанПиНам 4 раза за год: детей с ОВЗ требовали перевести в специализированный детский сад ввиду отсутствия необходимых условий. Но решение вопроса не в компетенции садика. Другая серьезная проблема – кадры. За последние 3 года из сада ушла треть педагогов, а молодые люди не стремятся прийти на смену пенсионерам. Зарплата неконкурентоспособная, на сегодня она составляет лишь 70% от зарплаты школьных учителей в республике Бурятия.
Тут уместно напомнить, что в 597-м Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года задача по повышению оплаты труда педагогических работников дошкольного образования до 100% от средней заработной платы в общем образовании и в субъекте Российской Федерации поставлена. И в 2013 году планируется обеспечить повышение заработной платы педагогических работников дошкольного образования с учетом их квалификации и профессиональных достижений на 30%. Кроме того, ФГОС – вслед за Законом «Об образовании в РФ» – призван гарантировать доступность дошкольного образования для разных категорий детей, а с учетом всплеска рождаемости предстоит создать более 1 млн мест в дошкольном образовании. То есть потребность в специалистах будет только расти. В том числе – для альтернативных форм образования в негосударственном секторе (15%–20% от общего числа новых мест).
Однако от слов до дела немалая дистанция. Практики считают, что развитию негосударственного сектора препятствуют СанПиНы, их завышенные требования невыполнимы для небольших семейных детских садов. По этой причине большинство из них вынуждено находиться в тени, как отметила в своем выступлении в «РИА Новости» начальник Департамента образования г. Перми Людмила Гаджиева. Сегодня специалисты настаивают на пересмотре СанПиНов, а директор Института социологии РАН Владимир Собкин предложил привлечь специалистов-санитаров в группу разработчиков ФГОС.
Решено далеко не все
Как выяснилось в ходе обсуждения, некоторые педагоги беспокоятся, что ФГОС перечеркнут ныне действующие ФГТ и программы, по которым людям нравится работать. Однако Александр Асмолов заверил: все лучшее из советской и современной практики дошкольного воспитания, а также из зарубежного опыта будет сохранено. Более того, в связи с введением ФГОС дошкольного образования возрастет значимость современных научных исследований в этой сфере: на базе университетов будут созданы центры по исследованию детства.
Хорошо, а что сейчас? Опубликовать проекты ФГОС на сайте Минобрнауки собирались еще в марте, однако, по словам Александра Асмолова, произойдет это не ранее конца мая – начала июня, и обсуждение придется как раз на отпускные летние месяцы. А с 1 сентября стартует пилотная апробация в ряде регионов, причем разработчики настаивают на небольшом количестве экспериментальных площадок, предпочитая «торопиться медленно». Повсеместное введение дошкольных ФГОС планируется не ранее 2015 года.
Пока же не совсем понятно, как может стандарт, функционально – мерка, стать средством и даже стимулом развития личности ребенка. И как в реальности будет сочетаться существование стандарта и декларация о недопустимости тестирования маленьких детей?