Образование — важный аспект жизни человека, именно оно дает ему хороший старт. И от того, какие возможности получат школьники, зависит вся их дальнейшая судьба и карьера.
Образовательные проекты в России появляются с завидной регулярностью. Все они имеют конечной целью появление поколения свободно мыслящих людей, умеющих быстро реагировать на нестандартные ситуации и современные вызовы. Эти программы нацелены на взращивание специалистов международного уровня, владеющих инновационными инструментами и техникой,. Нередко такие программы поддерживаются бизнесом. Ведь он как конечный потребитель современных и хорошо подкованных кадров крайне заинтересован в такой поддержке.
Например, очень активно принимает участие в жизни подрастающего поколения Сбербанк России. Он помогает и разработке, и продвижению разнообразных программ, старается поддерживать молодых ученых. При этом кадры финансовая организация готовит безвозмездно и не выдвигает условий об обязательно отработке такого обучения. Одним из поддерживаемых финансовой организацией проектов стала «Школа XXI века».
По задумке инициаторов проекта, он должен способствовать подготовке специалистов мирового уровня в таком популярном направлении, как IT. Обучение строится на уникальных методиках. О том, чему можно обучиться, чтобы гордо именовать себя конкурентным IT-шником, какие есть нюансы образования в таком формате, и к каким вызовам будут готовы выпускники школы, АиФ.ru рассказала директор проекта Валерия Заболотная.
— АиФ.ru: Валерия, то, как изначально задумывалась Школа, и как она работает сейчас, как-то отличается? Или все идет по намеченному плану?
Валерия Заболотная: — Мы стартовали недавно, в августе. Но за осень уже провели 3 интенсивных курса, как мы их называем — бассейна — по обучению программированию. Они проходили по 4 недели 10-14 часов в день. Затем можно было перейти на более длительный курс. Аудитория трех курсов — полторы тысячи человек. По итогам обучение начали 500 студентов, которые будут учиться от полутора до 4-х лет. Все зависит только от их собственных темпов и способностей. Для учеников дополнительно предусмотрены мотивационные активности, которые позволяют стимулировать интерес и сохранять его в самых сложных моментах обучения.
По итогам этих трех курсов могу отметить, что российские ученики мотивированы, открытые и готовые работать в команде. Нередко встречаются девушки, хотя, казалось бы, специальность техническая. Есть студенты из регионов и иностранцы.
— Можно ли уже выделить лидеров и аутсайдеров?
— Как и в любых образовательных группах есть студенты лидеры — причем не только в обучении, но и в личных коммуникациях. С такими студентами интересно — они яркие, сильные, могут работать с более сложными вопросами и интересными практическими задачами. Однако наша программа обучения выстроена таким образом, что мы не поощряем конкуренцию, каждый должен показывать мотивацию и прогресс только сравнивая самого себя с собой. Ведь у каждого человека собственная скорость получения и усваивания информации. Одним достаточно для освоения материала пары недель, другим требуется пара часов. Из-за этого нет аутсайдеров, и никто не чувствует себя ущемленным.
Также мы используем модель без экзаменов в традиционном их смысле. В цене только групповые и индивидуальные проекты. А также экзамены, которые не оцениваются, а лишь награждаются баллами.
При этом определенный вариант мотивации все же есть. Студент должен достичь за год обучения 7 уровня. Причем это высота, которая доступна всем.
— Есть ли интерес работодателей к такой форме обучения?
— Ученики выходят на стажировку примерно через полгода от начала обучения. Длительность стажировки 4-6 месяцев. Поэтому работодатели от такого формата только выигрывают, т.к. им не приходится ждать несколько лет при стандартной схеме обучения. Уже сейчас 10 компаний, разных по профилю и масштабам, обратились в школу — они приходят знакомиться с командой и студентами.
— Какие варианты стажировок доступны студентам?
— Программы для студентов предлагает сам рынок. Компании могут регистрироваться на сайте проекта и предлагать свои условия и позиции, в которые они приглашают студентов. Ученики также сами выберут компании, которые предложат самые интересные задачи. Мы лишь помогаем в решении организационных задач, вопросов с регистрацией профайла компании, но никак не влияем на выбор студентов. Важно, что работодатели не платят нам, а только обсуждают все условия с самим стажером.
— Что интересного предлагает Сбербанк студентам, возможно существует какая-то особая стажировка?
— Сбербанк готовит пакет стажировок: это будут задачи в разных подразделениях, направлениях и, конечно, сильно отличающиеся по задачам, командам и условиям. Учащиеся обладают очень разными личными качествами и опытом: у кого-то есть степени по компьютерным наукам, кто-то только начал программировать, поэтому и условия, и возможные задачи сильно отличаются.
— Вы ведь уже ведете работу над поиском новых талантов, когда ждать новый набор?
— Набор проводится несколько раз в год. Следующие интенсивные курсы длительностью месяц (бассейны), по итогам которых можно поступить, пройдут уже весной. Первый отборочный этап — онлайн-игра — открыта и доступна всегда. Желающие попробовать свои силы могут сделать это в любое время. По итогам успешного прохождения игры зарегистрированные пользователи получают приглашение на собеседования. Ближайшая регистрация на собеседования откроется в январе.