Первые четыре класса я отучился в школе продлённого дня. Этими годами я наслаждался, а будучи взрослым я проанализировал их окрепшей головой. В этой статье я хотел бы поделиться своими мыслями насчёт такого образовательного проекта, как школа продлённого дня.
Первая ступень в образовании
В тихом спальном микрорайоне Зеленограда в окружении лесов расположилось два учебных заведения, вызывающих интерес даже за пределами города. Физико-математический лицей № 1557 входил в список лучших школ Москвы. К обучению в ней подготавливала начальная школа № 1890, стоявшая рядом. Две эти школы стали домом для нас.
Любопытный факт: начальная школа была в одном здании с детским садом. Получилось так, что многие мои одноклассники вошли в это здание в первый раз аж в 2000 году, будучи трёхлетними карапузами, в 2008 покинули его, перейдя в соседнее здание, в котором доучились бы до 2015 года, если бы годом ранее нас бы не перевели в другое здание.
Таким образом, создавалось некоторое исключительное "семейство семей" из учителей, воспитателей, медицинских сестёр, охранников, поварих... Семейство семей, объединившихся ради образования. Ради работы на будущее детей.
Такое у многих из нас сохранилось впечатление о нашем школьном детстве-отрочестве и о царившей между нами атмосфере.
Большинство ребят, оканчивавших нашу «началку», шли в соседнее здание покорять вершины точных наук. При этом сама «началка» отнюдь не была настроена на целенаправленную подготовку к Лицею.
В «началке» нам дали базу, пригодившуюся в разных сферах науки и жизни и полезную до сих пор.
Царевна знаний
В мае 2004 у нашей подготовительной группы проходил утренник, которым нас провожали в добрый путь. Под конец спектакля дети стали во весь голос звать некую Царевну Знаний, точно Деда Мороза.
И вот мимо заинтригованых детей на сцену прошла дама в учёной конфедератке и синих блестках платье.
— Добрый день, дети! Я – царевна Знаний. Я буду сопровождать вас на вашем трудном, но увлекательном пути.
Дети были в восторге. Позже выяснилось, что царицей Знаний была наша будущая классная руководительница Ольга Валерьевна. Какой же она была милой!
Царевна продленного дня
Тамара Николаевка была нашим воспитателем. Она приходила на смену Ольге Валерьевне и сидела с нами до пяти-шести часов. Тамара Николаевна помогала нам с домашним заданием, разговаривала о жизни, о правильном питании, об этике. Мы читали, играли, развивались.
Нежный ЛИКБЕЗ
Помню, как ярко и оживлённо мы проходили буквы и цифры. Как настойчиво развивали навык чтения. Как робко начинали писать в особых тетрадочках в линейку с вертикальной прямой наперекос.
С нами говорили на детском языке, и нам это нравилось.
Те, кому грамота давалась тяжело, водили по тексту линейкой, читая вслух. Их не ругали, с ними занимались усерднее.
Поучительные рассказы
Как сейчас помню: дочитываем с Тамарой Николаевной очередную повесть или рассказик Зощенко. И вот она говорит:
— Ну, ребята, каков поучительный смысл того, что мы прочитали?
И сразу — лес рук, гвалт размышлений.
Автор хочет, чтобы мы не завидовали.
Автор хочет, чтобы почитали родителей.
Нас настолько приучили к "поучительному смыслу", что мы даже по прошествии десяти лет иногда невольно ищем его во взрослых, университетских текстах. Хотя автор не должен никого поучать, а должен лишь выйти на доверительный диалог с читателем.
Кружки
Во второй половине дня дети посещали кружки по интересам, многие из которых были обязательными. Был кружок журналистики, хореографии, рисования, были спортивные секции. Регулярно в школе проводились соревнования и конкурсы. Творческая жизнь в "началке" не прекращалась никогда.
Возможно, в некотором смысле наше детство затянулось в начальной школе. Однако я не вижу в этом ничего плохого, ведь взамен мы получили продуктивный образовательный и творческий процесс.
Олег Зверев