Много лет назад я познакомился с Ярославом Ивановичем Кузьминовым. Он тогда возглавлял «Высшую школу экономики».
Ярослав Иванович избирался в депутаты столичной думы, и у нас с ним прошёл большой серьёзный разговор о том, как нужно отнестись к оформлению школы.
— Это что ж такое, — говорил я, — приходит школьник в первый класс, и одиннадцать лет его окружают тусклые коридоры, неинтересно оформленные классы, пугающие своей казённостью кабинеты.
Каждый год коридоры подновляют: старую коричневую краску замазывают новой коричневой краской, потолки освежают побелкой.
А школы как выглядели тускло и однообразно по своему оформлению, так и продолжают смотреться казённо.
На мой взгляд, школы должны радовать как фасадом, так и внутренним убранством.
Помнится, Ярослав Иванович тогда со мной согласился, и целая бригада художников и дизайнеров длительное время разрабатывала проект современного оформления школы. И однажды в городской думе собрали дизайнеров, администраторов, организаторов народного образования и часа три обсуждали один вопрос: как должна выглядеть современная школа.
Рассматривались интересные, порой дерзкие, решения современного убранства школы.
Чем дело кончилось, я, к сожалению, не знаю. Известно только, что Я. И. Кузьминов вышел из депутатского корпуса и освободил место руководителя «Высшей школы экономики» для другого человека.
Педагоги, обращаясь к детям, любят говорить: «Школа — это твой дом родной».
Но если это дом родной, то он должен быть уютным, удобным и красивым. У каждой школы есть своя индивидуальность. У нас же большинство школ оформлено скучно, типово, однообразно, серо. И одиннадцать лет школьник варится в этой серости.
Нет, есть, конечно, исключения. Особенно новые школы сдаются с хорошими витражами, нестандартным цветовым решением, но это исключения, а не правило.
Мысль моя проста: нужно серьёзно отнестись к оформлению школ и сделать так, чтобы она одиннадцать лет была разной каждый год. Чтобы коридоры радовали своим оформлением, классы располагали к занятиям, а учительские, кабинеты завуча и директора не отталкивали своей холодностью и казёнщиной.
Школа начинается со входных дверей, с привлекательной раздевалки.
Спросите тех, кто окончил школу пять, десять, пятнадцать лет назад, помнят ли они её оформление. Как правило, нет. Почему? А там нечего запоминать. Жаль.
Вы помните, как была оформлена ваша школа?
Владимир Шахиджанян
