У меня собралось много предложений, как улучшить нашу школу. Постараюсь каждый день публиковать по одному предложению. Всё конспективно.
Двадцать пятый выпуск
Много лет назад я познакомился с Ярославом Ивановичем Кузьминовым. Он тогда возглавлял «Высшую школу экономики».
Ярослав Иванович избирался в депутаты столичной думы, и у нас с ним прошёл большой серьёзный разговор о том, как нужно отнестись к оформлению школы.
— Это что ж такое, — говорил я, — приходит школьник в первый класс, и одиннадцать лет его окружают тусклые коридоры, неинтересно оформленные классы, пугающие своей казённостью кабинеты.
Каждый год коридоры подновляют: старую коричневую краску замазывают новой коричневой краской, потолки освежают побелкой.
А школы как выглядели тускло и однообразно по своему оформлению, так и продолжают смотреться казённо.
На мой взгляд, школы должны радовать как фасадом, так и внутренним убранством.
Помнится, Ярослав Иванович тогда со мной согласился, и целая бригада художников и дизайнеров длительное время разрабатывала проект современного оформления школы. И однажды в городской думе собрали дизайнеров, администраторов, организаторов народного образования и часа три обсуждали один вопрос: как должна выглядеть современная школа.
Рассматривались интересные, порой дерзкие, решения современного убранства школы.
Чем дело кончилось, я, к сожалению, не знаю. Известно только, что Я. И. Кузьминов вышел из депутатского корпуса и освободил место руководителя «Высшей школы экономики» для другого человека.
Педагоги, обращаясь к детям, любят говорить: «Школа — это твой дом родной».
Но если это дом родной, то он должен быть уютным, удобным и красивым. У каждой школы есть своя индивидуальность. У нас же большинство школ оформлено скучно, типово, однообразно, серо. И одиннадцать лет школьник варится в этой серости.
Нет, есть, конечно, исключения. Особенно новые школы сдаются с хорошими витражами, нестандартным цветовым решением, но это исключения, а не правило.
Мысль моя проста: нужно серьёзно отнестись к оформлению школ и сделать так, чтобы она одиннадцать лет была разной каждый год. Чтобы коридоры радовали своим оформлением, классы располагали к занятиям, а учительские, кабинеты завуча и директора не отталкивали своей холодностью и казёнщиной.
Школа начинается со входных дверей, с привлекательной раздевалки.
Спросите тех, кто окончил школу пять, десять, пятнадцать лет назад, помнят ли они её оформление. Как правило, нет. Почему? А там нечего запоминать. Жаль.
Вы помните, как была оформлена ваша школа?
Двадцать шестой выпуск
Школьники достойны праздника
Это всегда выглядело убедительно.
Красиво.
Талантливо.
Впечатляюще.
И завораживающе.
Говорю о Дне Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге.
Да, много тратилось сил, энергии, нервов, да и денег тоже. Но всегда блестящий результат!
А почему бы так же интересно не проводить праздник школьников?
Сделаем так, чтобы в Москве, Санкт-Петербурге и других больших и малых городах проходили праздничные концерты, выступления звёзд эстрады, знаменитостей города и России.
В этот день для школьников бесплатно работают музеи, выставки, театры и кинотеатры.
Во всех городах — огромные билборды, а на них — лучшие школьники с первого по одиннадцатый классы.
Такой праздник должен начинаться на Дальнем Востоке и заканчиваться в Калининграде.
В этот день — серьёзные разговоры о поисках своего места в этой жизни, о том, как лучше искать своё призвание.
В этот день — серьёзные обсуждения смысла жизни.
Страна должна отмечать День школьника, когда всё для детей не на словах, а на деле.
Сверхзадача праздника — вызвать интерес у всех людей ко всем, кто ходит в школу, с первого по одиннадцатый классы.
Школьники рассказывают о своих проблемах руководству города и области.
Школьники устраивают особые выставки.
Про то, кто и как учился в той или иной школе, вспоминают её выпускники.
Мне думается, что может получиться яркое, талантливое, интересное зрелище. Всё вроде для школьников, но и взрослым будет любопытно.
И сам праздник (День школьника) запомнится не менее, а то и более, чем, Новый год, День города или чей-то день рождения.
Много музыки, танцев, конкурсов, совместных гуляний различных премий, поздравлений — и всё ради школьников.
Праздник может стать явлением в наших буднях. Если его покажут по телевидению так же, как показывают парады Военно-Морского Флота, авторитет школьника возрастёт.
День школьника — это праздник самих школьников, и не важно, учатся они в первом классе, или в одиннадцатом. Это будущее нашей страны. Будущее, которое воспитывается сегодня.
Не жалеть на проведение праздников деньги!
Не жалеть затраченного времени!
Каждый школьник может получить в этот день подарок от города.
Концерты музыкальных школ.
Выставки работ художественных школ.
Показательные выступления юных спортсменов.
Согласитесь, если захотеть, можно устроить фантастическое действо.
И неважно, двоечник ты или троечник, хорошист или отличник — в этот день говорят не про отметки, в этот день говорят про радость знаний.
Если объединят свои усилия Министерство просвещения и Министерство культуры, в результате может родиться новая интересная, важная, нужная и полезная традиция — проведение праздника «День школьника».
Двадцать седьмой выпуск
Позор — второгодник!
Мне казалось, что проблемы второгодников не существует.
Нет, не казалось: я был уверен, что на второй год в школах давно уже никто никого не оставляет.
На всякий случай решил уточнить и позвонил знаменитому московскому педагогу, одному из лучших директоров школ Москвы Евгению Александровичу Ямбургу и спросил его:
— Осталась ли практика оставлять школьников на второй год?
— Осталась, — ответил Евгений Александрович, — куда же она денется. Второгодники были, есть и, к сожалению, будут.
Давным-давно я предлагал телевидению и редакции газеты «Комсомольская правда» провести круглый стол. Тема — второгодники.
Найти человек сорок второгодников и посмотреть, как сложилась их жизнь. Я даже кое-что сделал в этом направлении и выяснил, что из второгодников вышли неплохие учёные, прекрасные директора производств, талантливые организаторы.
И вот уже много-много лет я пытаюсь уговорить Министерство просвещения в приказном порядке отменить второгодничество.
Как же так? У человека по всем предметам двойки — и переводить его в следующий класс?
Да, переводить. И даже выдавать аттестат зрелости с двойками. Ничего страшного в этом нет. За молодыми людьми оставляется право взяться за ум и подготовиться и поступить в институт или колледж.
Пора понять: второгодничество никому ничего не даёт.
От повторного прослушивания того или иного предмета знания у ребят не увеличиваются.
В голове второгодника всегда звучит одно и то же: я вроде это знаю, в прошлом году проходил.
К второгодникам отношение презрительное как среди учеников, так и среди учителей.
Только при одном условии можно разрешить повторное прохождение курса в школе: если ученик пропустил больше трёх четвертей занятий по болезни. Других причин не должно быть. Но и сейчас, если школьник находится на длительном лечении, в больницах и санаториях действуют учебные программы, различного типа школы.
Бывают ситуации, когда не дано человеку понять те или иные основы математики, физики, литературы, русского языка.
Не дано — и всё тут.
Нужно проявить к таким школьникам снисходительность.
Конечно, у талантливого учителя и отпетый двоечник будет знать предмет. Но где их взять, талантливых учителей?..
Школа предоставляет возможность учиться, но не может заставить, если ученик не хочет заниматься. Второгодничество лишь усугубляет проблему, а не устраняет и не решает её.
Второгодничество создаёт лишние проблемы в классе, наносит психотравму детям, испытывают сложности учителя.
Вот я и предлагаю второгодничество отменить в административном порядке.
Второгодники — это лишняя трата денег, пустая и никому не нужная.
В большинстве случаев второгодники не в состоянии закончить среднюю школу. Но я абсолютно уверен, из каждого второгодника можно сделать троечника. Второгодничество — это нередко крест на судьбе того или иного школьника. Крест, который он должен нести всю свою взрослую жизнь: он(а) был(а) второгодником.
Если второгодничество отменят, повторяю, от этого выиграют все: школьники, учителя, родители и общество в целом.
Так давайте так и поступим.
И если получает школьник аттестат с двойками, он всё равно имеет право готовиться к поступлению в институт, сдавать экзамены, получать среднее специальное или высшее образование и стать тем, к чему у него есть призвание.
Сегодня, когда можно учиться на коммерческой основе, при желании всегда можно получить высшее образование.
Второгодники — это серьёзная проблема, и её вполне реально решить так, чтобы в выигрыше оказались дети, взрослые и общество в целом.
Двадцать восьмой выпуск
Прежде всего, в школе должно быть интересно: учителям — преподавать, детям — учиться.
А я знаю, что сегодня многие учителя идут на работу как на каторгу.
То же самое бывает и у школьников.
Но мы пока не добились того, чтобы учителя и школьники испытывали радость от встреч.
К чему я это?
А к тому, что в школе должно быть интересно как учащимся, так и педагогам. И это сквозная мысль всех моих предложений, в том числе и 28-го выпуска, который вы сейчас читаете.
Вот что я предлагаю.
Каждой школе — свой интернет-журнал. Не тот официальнно приглаженный и стандартно одинаковый, что есть сейчас. А оригинальный, порой непредсказуемый, со своим диспутами, опросами, рассуждениями, исповедями, чатами общения, с талантливой редколлегией.
Такой журнал поможет воспитать у организаторов (школьников) и у читателей (опять же, школьников) чувство коллективизма, умения работать, помогая друг другу, прививая и развивая хороший вкус.
И каждый год хорошо бы проводить смотры подобных журналов, конкурсы. Как на муниципальном уровне, так и на региональном.
А ещё хорошо бы иметь свою радиостанцию. Да-да, в каждой школе своя радиостанция, слушать которую могут в любом уголке земного шара. Чтобы не возникло трудностей с правами на музыкальные произведения, но взрослые должны помочь с созданием фонда из музыкальных, литературных произведений с правом бесплатного использования школьными радиостанциями.
Основа такого радио — разговоры, обсуждения, репортажи, сатирические зарисовки, беседы интересных людей и, прежде всего, самих школьников и их родителей. Основной слушатель, опять же, — школьники и их родители, учителя. Хотя, конечно, может слушать это радио любой желающий, независимо от места жительства и рода занятий.
Хотим интересную школу? Значит, необходимо создать свой театр.
При каждой школе — своя музыкальная группа.
Ученики заканчивают обучение, на смену им приходят новые ученики, и они продолжают развивать школьный театр, школьный журнал, школьную радиостанцию, школьную музыкальную группу. А если чуть-чуть разбередить фантазию, можно замахнуться и на создание документальных и художественных фильмов.
Конечно, для этого потребуются дополнительные деньги. Но какая отдача!
Так воспитывается культура вкуса, расширяется кругозор, правильно используется свободное время. И идёт непрерывное развитие личности. Как среди создателей интернет-журнала, театра, юношеской киностудии, музыкальной группы, радиостанции, так и среди зрителей, слушателей и читателей.
Думаю, что учителям тоже будет интересно принимать во всём этом участие. Всему этому в педагогических вузах будущих учителей должны обучать.
Не надо жалеть денег на внешкольную работу. Если реализовать мои предложения, школьники начнут ходить в школу с радостью. Там театр, журнал, радиостанция, музыкальная группа (про спорт — отдельный разговор). А ещё можно создать при каждой школе книгоиздательство. Если школьники проявят интерес, и педагоги помогут, то можно и книги выпускать — с рассказами, стихами и даже романами.
Я надеюсь, рано или поздно найдутся люди в Министерстве просвещения, Российской Академии Образования, способные реализовать мои предложения.
Хотим, чтобы общество было активным, интересным, думающим? Вот и надо воспитывать общество с 1-го по 11-й классы.
P.S. Вспоминаю свои беседы с Александром Тубельским. В своё время он придумал школу-театр в Первомайском районе. Это была потрясающая школа.
Александр Наумович ушёл из жизни в 2007 году. А школьный театр вспоминают как создатели, так и зрители до сих пор.
Однозначно, школа должна быть другой.
Двадцать девятый выпуск
С перестройкой канули в прошлое (и жаль, если в бездну) дворцы с домами пионеров, станции технического творчества с домами юннатов, литературные детские студии с бесплатными танцевальными и драматическими кружками.
Зачем об этом пишу? Затем, чтобы поднять вопрос о возрождении. И по этому поводу должно быть решение сверху.
Возродить, поддержать, финансированием обеспечить.
Как всё просто. Как всё сложно.
Если человек закончил, скажем, медицинский или политехнический университет, может ли он стать преподавателем? Скажем, той же биологии, химии... На мой взгляд, может. Для людей, желающих заниматься педагогикой, должны действовать краткосрочные педагогические курсы. В сжатом виде — методика преподавания, основы психологии и педагогики. И такой специалист может много хорошего принести в современную школу.
В школу (и это надо приветствовать) хорошо бы принять талантливых исследователей, умных инженеров и учёных. Они могут совмещать преподавание с основным местом работы.
Кстати говоря, это привлечёт в школу мужчин, что хорошо скажется на педагогическом процессе в целом и на психологии педагогического коллектива в частности.
Хорошо бы каждому учителю выучить фразу Марка Твена (а может быть, вывесить её в учительской и в кабинете директора):
«Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям. Великий человек, наоборот, внушает, что и вы сможете стать великим».
Именно так и должен относиться учитель к ученикам.
Хороший учитель ведёт себя так изо дня в день, из года в год. На протяжении 11 школьных лет он внушает эту мысль своим подопечным.
И не просто внушает, а помогает каждому школьнику почувствовать себя уверенным, креативным, интересным, нужным и полезным человеком.
Поступит так школа — это хорошо скажется на развитии общества в целом.
Ничего особенного я не написал и не предложил ни в этом выпуске, ни в предыдущих. Добавлю: мои предложения больших финансовых вливаний не требуют.
P.S. Верю, что появится у нас министр просвещения, способный реализовать мои предложения.
Появится министр, который будет работать не для начальства, а для детей.
Появится министр, у которого не выветрилось из памяти время, когда он учился в школе, и постарается сделать всё зависящее от себя, чтобы школа радовала учеников и их родителей.
Школа, по сути своей, консервативна, но внедрять новшества — требование жизни.
Тридцатый выпуск
Мне думается, будущих учителей необходимо учить сохранять школьную тайну. Педагогическая этика требует особого внимания, и тут возникает множество вопросов.
Вот школьник(ца) доверил(а) свою тайну учителю. Педагог чуть ли не божился, что сохранит эту тайну. Однако поделился тайной с директором школы и намекнул о проблеме родителям ученика. И тайна перестала быть тайной.
А школьная тайна, на мой взгляд, должна сохраняться так же, если не сильнее, как и медицинская.
Помню, одному учителю (мы были хорошо знакомы) школьница старших классов рассказала о своих интимных отношениях. Тот долго хранил тайну, а потом так получилось, рассказал об этом завучу, тот — родителям, и через месяц об интимных отношениях школьницы знали все.
Повторюсь, есть медицинская тайна, есть адвокатская тайна, должна быть и педагогическая тайна.
Помню (это было давно, более двадцати лет назад), я узнал об одной учительнице, что она вступает в интимные отношения со старшеклассниками.
Плохо это? Ужасно.
Подобные отношения в основе своей имеют искреннюю любовь как со стороны учителя, так и со стороны школьника.
Казалось бы, есть повод для вмешательства. Поговорить с директором школы, вызвать учителя и предложить в лучшем случае просто покинуть школу, в худшем — передать дело полиции. Но нет. Тайна. И пусть она останется тайной.
Мы плохо и мало преподаём будущим учителям этику отношений. Казалось бы, азы педагогики: нельзя ругать школьника перед всем классом, нельзя разносить в пух и прах школьницу, нельзя никого унижать, обзывать и предрекать ужасное будущее. А время от времени учитель, обращаясь к подопечным, спокойно произносит фразы типа «и где только твоя совесть, ничего ты в жизни не добьёшься, это позорно и стыдно, ты самый плохой ученик, какого только видела в жизни». Учитель нередко третирует ученика и мстит.
От того, владеет учитель навыками этики или нет, во многом зависит, какими взрослыми станут сегодняшние школьники: добрыми, искренними, честными, благородными, отзывчивыми или обозлёнными на весь мир, ненавидящими себя и окружение.