Большинство учителей, родителей и даже детей выступают за возвращение в школы оценок за поведение. К такому выводу пришли специалисты Института изучения детства, когда провели «мониторинг ценностных ориентаций молодежи-2023». В Госдуме тоже неоднократно всплывала тема «неудов» для малолетних хулиганов, терроризирующих целые классы. Активно обсуждаются и отчисления, наказания за буллинг и хулиганство.
Исследование проводилось среди 800 тысяч респондентов. Среди опрошенных — не только педагоги и «предки» обучающихся, но и студенты вузов, СПО. Градации распределились так: школьников 14–18 лет — 180 тысяч, родителей — более 300, 50 с лишним тысяч педагогов.
Изрядная часть родителей и подростков высказывались за выставление оценок «по поведению». 39% пап и мам отметили, что возможность схватить «двойку» за серьезные проступки будет «инструментом предупреждения дисциплинарных нарушений».
«Мы внесли этот вопрос в анкету и были приятно удивлены, что все высказались за возвращение такой отметки — и родители, и педагоги», — говорит директор института Наталья Агре.
Она отмечает, что сегодня учитель не может совладать со школьным хулиганом потому, что нет никаких рычагов воздействия: «если ребенок себя плохо ведет, то ребенок себя плохо ведет».
— У меня тоже так получилось: ушла из хорошей школы, где мне очень нравилось, из-за поведения некоторых учеников, — откровенничает 13-летняя Настя из Москвы. — У нас был математический класс, девочек 5 человек, остальные мальчики. И в шестом классе пришел новенький, хулиган, вокруг него сплотилась компания. Они на переменах смотрели взрослое видео, шумели, задирались не только к нам, но и к учителям. Могли матерный плакат на уроке развернуть, девочкам записки с обзывательствами в карманы подкидывали. Многие (из них) хорошо учились, хотели поступить в профильный маткласс. Может, если бы «двойки» ставили, их бы это остановило.
А вот еще «говорящие цифры» из исследования. 45% опрошенных школьников и студентов обсуждают с классными руководителями, кураторами групп, учителями свои «личные вопросы». А вот педагоги чаще всего говорят с учащимися вовсе не про успеваемость, а про поведение (83%), отношения со сверстниками и будущую профессию (70%), о здоровье учеников (67%).
Более трети педагогов сообщили, что «обучающиеся демонстрируют неуважение»: игнорируют, кричат, матерятся. Конкретнее, 16% учителей и преподавателей сталкивались с ненормативной лексикой от учеников (а 9% подростков и молодых людей признались, что «выражаются» ежедневно). В том, что ежедневно «применяют физическую силу в отношении сверстников», созналось 5% учащихся.
По результатам мониторинга специалисты института выдали свои рекомендации образовательному ведомству. «Проработать и вынести на профессионально-общественное обсуждение вопрос о введении отметки за поведение в образовательных организациях». Также рекомендовано прописать и закрепить в правилах внутреннего распорядка учебных заведений «правила и нормы поведения обучающихся и педагогов». Тема возвращения «советских» неудов по поведению и других дисциплинарных взысканий, отчислений за хамство и за прогулы витает в воздухе. К более современным относятся предложения снимать баллы ЕГЭ за хулиганство или убавлять дополнительные баллы, которые дают за успехи в спорте, волонтерство, участие в общественной жизни школы. Или переводить на дистанционку тех, кто не может учиться в коллективе. Такие разговоры и предложения усилились в Год педагога и наставника. Мол, учитель за все отвечает, но лишен возможности поддержания дисциплины.
В итоге в прошлом году были приняты поправки в федеральный закон, известный как «закон о запрете телефонов». Мобильные теперь можно отнимать и складывать в коробочку совершенно легитимно. Прописаны некоторые меры защиты учителя от перегибов со стороны школьной администрации, вообще от нападок на профессиональные честь и достоинство. Но только не от «мальчишек и девчонок, а также их родителей». Что в отдельных случаях породило вид протеста, когда целый класс бастует и не выходит на урок из-за одного ученика.
Другая сторона вопроса школьного асоциального поведения — буллинг и все, что с ним связано. Внесен законопроект, автором которого выступила первый зампред Комитета ГД по просвещению Яна Лантратова. «Закон о буллинге» продвигали и Нина Останина, Ярослав Нилов, Артем Метелев, Петр Толстой и другие депутаты.
Вернуть оценки за поведение в школе советует глава СПЧ Валерий Фадеев. А детский омбудсмен Ульяновской области Екатерина Сморода, прославившаяся смелым выступлением о школьных проблемах перед президентом, тоже голосует за то, дабы приструнить учеников. Она провела отдельный опрос среди учителей, показавший, что они «нередко сталкиваются с унижением, оскорблениями, хамством и различными издевательствами со стороны учеников, которые еще и выкладывают это в Интернет».
— Я думаю, что причина, по которой эта проблема появилась, — наш «новый» закон от 2012 года, — говорит методист и преподаватель Анастасия Гордеева. — Принятый при министре Андрее Фурсенко закон прекрасен. Текст отшлифовывался несколько лет. Туда вошли международные постулаты о правах ребенка, такие важные вещи, как равенство возможностей в обучении для детей с ограничением здоровья, повышенные профессиональные требования к педработникам и прочие прогрессивные вещи. Но дальнейшее показало, что, наверное, закон обогнал время, ментальность общества и возможности школ. Особенно в части инклюзии в образовании. Родители, как оказалось, не понимают, что больше прав означает и больше обязанностей. И что если оставить за школой только образовательную функцию, то нагрузка по воспитанию детей у них возрастает.
— Можно сказать, что коллизия со школой и воспитанием поляризовала общество. Маркером служат соцсети, где то и дело появляются видеоролики скандалов с участием учителей и учеников. Мнения ровно противоположные: от «нас били, и мы людьми выросли», не зря вопрос в конце апреля всплыл даже в Мосгордуме. Где вернуться к применению «березовой каши» предложил адмирал. Часть публики всегда поддерживает учителей: «нагрубили», «вывели из себя», «такие сейчас детишки». Другая часть высказывается ровно противоположным образом, вспоминая свои эпизоды школьного бесправия. Или приводя зарубежный опыт, Достоевского с его «слезой ребенка».
Сейчас, вместе со все усиливающейся функцией государства, воспитание в образование возвращается. Поэтому, скорее всего, вернутся и дисциплинарные оценки. В любом случае такие правки сложно будет совместить с действующим образовательным законодательством. Наверное, закон 2012 года будет не отредактирован, а пересмотрен.
Станислава Одоевцева