Эта маленькая школа находится в одном из самых неблагополучных городов Кабардино-Балкарии. Разрушенное производство, безработица, испорченная экология, отчаявшиеся взрослые. Многие из них работают в дальних краях, месяцами не бывают дома, не видят детей. Добавьте к этому еще межнациональные проблемы (Кабардино-Балкария — республика многонациональная), и вы поймете, в каком постоянном напряжении находились школьные учителя, сколько им приходилось выслушивать, терпеть, сколько безнадежных сражений было ими проиграно.
Все — в класс дураков?
Сначала детей попытались разбить на группы по уровню знаний. Лет пятнадцать назад была в России мода на классы педагогической коррекции, выравнивания, поддержки — столько названий для деления детей на умных и глупых, хороших и плохих.
Умение говорить о себе
А что же дети? Дети на уроках молчали, если удавалось их утихомирить, на вопросы учителя отвечали односложно. Единственный для них способ выразить себя — драка, несколько нецензурных слов — для передачи эмоционального сообщения.
Педагоги стали проводить с детьми еженедельные обсуждения возникающих проблем: слово предоставлялось каждому, и можно было обсудить любую ситуацию, поискать пути решения, по крайней мере прояснить положение вещей. К тому же с каждым ребенком педагоги беседовали отдельно — просили подробно рассказать о своей жизни, о прошлом, о мечтах и надеждах.
С долгих разговоров и началась история медленного выстраивания отношений между взрослыми и детьми. И как следствие — постепенная передача ответственности за происходящее от взрослых детям. Никакой формальной ученической организации, никаких положенных органов самоуправления в школе не создавали. Просто обсуждаемые проблемы требовали решения, и однажды появился детский комитет — посредник между учителями и учениками. Ученики взяли часть насущных проблем на себя: ответственность за безопасность и порядок во время школьных вечеров, на переменах. Учителя в свою очередь внимательнее присмотрелись к собственным урокам, к тому, как они начинаются: с приглашения к диалогу или с требования взрослого. Кому адресован данный урок: ученику, группе или опять — классу, то есть на самом деле никому.
Постепенно исчезал страх, все меньше становилось запретов. Но умение решать проблемы цивилизованно, самому ставить себе пределы так быстро не рождается. К тому же есть дети, глубоко недоверяющие взрослым, привыкшие видеть в них врагов. А если взрослый не строг, значит, это слабый враг, сразиться с которым — одно удовольствие.
Дело дошло до того, что старшеклассник оскорбил учителя на уроке. — Разрешили детям рты открывать, вот они и болтают что попало! — возмущались родители и некоторые преподаватели.
Навыки анализа конфликтов
И тогда, вместо того чтобы наказать, ужесточить контроль, школа обратилась не к разовым акциям и конкретным решениям, а к коллективному анализу ситуации.
Цель была — научить детей самостоятельно, а не под воздействием принуждения, страха наказания определять границы своей свободы. Для этого необходимо создать у них опыт самооценки и рефлексии, дать возможность посмотреть на себя и на ситуацию в школе с точки зрения педагогов. Необходимо помочь преподавателям прочувствовать детскую позицию. Учителя, в общем, не надеялись разрешить проблему хамства в школе, пытались только показать ученикам и друг другу сложность и неоднозначность проблемы и вообще конфликта как такового. Конфликты — естественная часть жизни, особенно для ребенка, который только учится строить отношения. И если конфликтов не пугаться, а исследовать и решать их, тогда они станут важным моментом развития личности.
Но реальный опыт рефлексии возможен только в реальных делах. Поэтому, если у учеников не будет возможности принимать решения, ничего не получится.
На общем собрании школы (
Взрослые и дети говорили искренне. Составили портреты жертв и инициаторов конфликтов, назвали причины их возникновения: неприятие других людей, месть, безответная любовь. Что делать в ситуации конфликта свидетелям? Самый популярный ответ: никому ничего не говорить и ждать. А как вести себя жертве конфликта? — уехать из города. Обсуждая, кому в школе труднее, взрослым или детям, дети посочувствовали обеим сторонам: у педагога много обязанностей, ученики попадаются «не сахар», зато у преподавателей больше прав, а над ребенком есть еще власть родителей. То и дело поднимался вопрос о хамстве не только учеников, но и учителей. Дети
На вопрос, что делать с хамами, дети отвечали предельно жестко: сажать на электрический стул, держать на уколах или таблетках, выгнать в отдельную школу для хамов.
Как легко можно было бы сейчас направить детское возмущение в нужное учителям русло. Но ведь
И педагоги снова беседовали с учениками:
— Ты хотел бы, чтобы так поступили с тобой? Чтобы окружающие повели себя так же по отношению к тебе? А чего бы ты ждал от окружающих людей? Постепенно раскрылись многие подробности детской жизни, ранее взрослым неведомые. Оказалось, что ученики и педагоги взаимно неправильно понимают поступки, слова друг друга. Что одному кажется нормой — для другого обидно.
К примеру, мальчики признались, что не считают матерную лексику русского языка (общего для всех)
Администрация района, кстати, тогда обиделась на школу. Зачем детей настраиваете? Ничего подобного, убеждал директор, мы просто показываем, что есть на самом деле. А выводы каждый делает сам.
Прости меня!
Среди всех разговоров и событий словно бы никто и не вспоминал о том, что стало началом цепной реакции. Ученик, оскорбивший учительницу на уроке, даже не догадывался, что вся школа работает ради него. Именно поэтому он мог работать вместе с друзьями, а не обороняться от нападений врагов. Мальчик, как все, приходил на дискуссии, рассуждал, слушал. И однажды во время такого обсуждения учительница извинилась перед ребенком за то, что накричала на него, сорвала на нем раздражение за беспорядок в классе. Мальчик побелел. Помолчал. И тоже извинился.
Он уже закончил школу, но продолжает заходить в гости к учителям, помогает чем может. Связь сохранилась, потому что конфликт был осмыслен и прожит каждой стороной. И каждый нашел в себе силы извиниться и простить.
Кстати, когда в этой школе выпускной класс прощается с педагогами, молодые люди просят у своих учителей прощения через школьную газету за все, в чем были не правы, пока оставались учениками. И делают они это, вероятно, потому, что видят, как взрослые признают свои ошибки и пытаются
Печатникова Людмила