Плохие отзывы школьных учителей и замечания в дневнике далеко не всегда становятся барьером для дальнейших жизненных успехов и достижений — этому учит нас история.
«Очень непослушный», «вечно вступает в потасовки», «никаких амбиций» — такие записи учителя регулярно оставляли в дневнике будущего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, приведшего свою страну к победе во Второй мировой войне.
Отзывы школьных преподавателей о выдающемся государственном деятеле можно найти в экспозиции на днях открывшегося в Лондоне музея Черчилля.
Сэр Уинстон не одинок. «Безусловно, на пути к провалу… безнадежен… мешает другим ученикам» — так писали учителя об одном из величайших поп-музыкантов XX века Джоне Ленноне.
«Он совершает ослепительные промахи, и они, безусловно, ослепляли в течение учебного года», — такой вердикт школа вынесла актеру Стивену Фраю.
Но все это бледнеет перед характеристиками, которыми учителя снабдили бывшего вице-премьера Великобритании Майкла Хезелтайна: «Недисциплинированный, дурно себя ведет, лодырь, неспособный, восстанавливает против себя других, неопрятный, невменяемый, тщеславный, самодовольный, дерзкий, неискренний, воображала». И даже «слабоумный».
Как говорит Джон Данфорд, возглавляющий Ассоциацию директоров средних школ, к написанию характеристик на учеников учителя всегда подходили творчески, рассматривая их как своего рода литературный жанр, творчество, пусть порой и далекое от деликатности.
Однако сейчас это искусство утрачивается — в первую очередь
«Думаю, что в наши дни родители требуют более точной информации о своих детях, однако,
Он признает, что компьютерные программы экономят время учителя, однако из записок учителей «пропала душа». С другой стороны, хотя характеристики стали менее интересными, они теперь «несут больше информации».
Впрочем, читая старые школьные дневники некоторых политических деятелей,