Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Школьникам придумали «поправки о труде»: «Мало работают руками»

Депутаты предложили детям вернуться в пионерское прошлое

Рабочая группа комитета по просвещению Госдумы выступила с инициативой в стиле ретро – вернуть в школы «классические уроки труда». То есть, как и 40 лет назад, всем девочкам готовить картошку и шить фартуки, а мальчикам строгать табуретки. Это предложение разительно отличается от содержания ФГОС, которые вступят в силу с 1 сентября.

Предложение о возвращении «классического труда» внесла первый зампредседателя комитета Яна Лантратова. Председатель комитета по просвещению Ольга Казакова поддержала предложение.

 

«Одна из инициатив – о возвращении уроков трудового воспитания, – сообщает Лантарова. – Тех, которые были раньше и на самом деле учили детей делать что-то своими руками. Я со многими коллегами из комитета по просвещению этот вопрос обсуждала, думаю, нам нужно проработать эту инициативу, с которой мы в ближайшее время выйдем».

Между тем предмет «технология», который сейчас есть в школах Москвы, вовсе не исключает владения руками. Содержание программы – выбор школьной администрации. Картина получается довольно пестрая: тут и владение ПК, и токарное дело, готовка, шитье и вышивка и даже гончарные мастерские и чеканка.

В отдельных школах, действительно, осталось домоводство и столярниченье. В иных больше проходят теорию, чем практику, например, учат правилам застольного этикета.

– Моя дочь захотела перейти на программирование, шить она терпеть не может, – рассказала москвичка Альбина Стрельцова. – Терзала она этот фартук, мучилась, а потом говорит: «Зачем это мне? Вообще, я хочу в школе научиться тому, чему нигде больше не научусь. Блины печь ты, мама, меня научишь, шить я все равно не буду. А программировать научиться полезно». Я тогда написала заявление и ее перевели в группу к мальчикам. В следующем году уже три девочки так перешли».

Сейчас в школах на технологии чаще всего «проходят» ПК и программирование. Что не только логично, но и сообразуется с государственной программой новой концепции «Технологии», созданной по предложению Минобрнауки в 2016 году. Ее основное содержание –  развитие цифровых знаний и компетенций у школьников. Не исключаются из программы и материальные технологии, такие как готовка, шитье и рукоделия, но только в формате сменных групп. Потому что в современном мире мальчикам тоже нужно уметь готовить, а девочкам забить гвоздь.

Именно эта концепция, цифровая и совместная для мальчиков и для девочек, легла в основу ФГОС, нового образовательного стандарта, который начнет действовать в РФ с 1 сентября 2022 года.

– Я в недоумении, – сдержанно отреагировала на новость директор школы Наталья Зайцева. – Сейчас у нас на технологии преподают работу на компьютере, компьютерную графику, программирование. К новым ФГОСам у нас уже закуплено оборудование по «Материальной технологии» на две программы - «Индустриальные технологии» и «Технология ведения дома». Под сменные группы, 10-12 человек. Теперь все менять?..

Родители школьников по-разному относятся к этому предмету. Есть и такие, кто ностальгирует: женщины вспоминают, что именно на «труде» у них проснулась домоводческая жилка, мужчины настаивают на умении держать в руках рубанок. Но большинство современных родителей выступают против гендерного подхода к преподаванию. «Всех надо одинаково учить. Вкрутить лампочку, поклеить обои, прочистить сливную трубу, ухаживать за животными», – считает папа школьника из Екатеринбурга. «Да лучше б учили детей как планировать семейный бюджет, за свет платить, не попасться на удочку кредитов или мошенников», – полагает мама из Перми.

– У французов есть такое выражение, «когда мертвецы хватают живых», – говорит системный и семейный психолог Марьяна Разумовская. – Смысл в том, что отжившие, косные традиции прошлого мешают жить современному поколению. Вот это предложение, мне кажется, из разряда таких. Надеюсь, я не открою тайну – очень много клиентов семейных психологов доходят почти до развода потому, что им душно в парадигме навязанных гендерных ролей. Во многих парах я наблюдаю тенденцию, когда папы активно занимаются детьми, но стирка, уборка, глажка и готовка все равно «женская обязанность». Конечно, не в одних уроках «труда» здесь дело, проблема куда глубже укоренилась. С другой стороны, не понимаю, зачем сейчас надо это возрождать, да еще на законодательном уровне. Для укрепления семьи и поддержки демографии нужны совершенно другие, противоположные меры.

Станислава Одоевцева

Источник

197


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95