Яндекс.Лицей — это образовательный проект, где старшеклассников бесплатно учат программировать. Его запустили два года назад в Саратове, Калуге, Пензе и Тамбове (сейчас проект работает уже в 21 городе). Выпускники первого набора освоили язык Python и с его помощью сделали несколько классных проектов. Элина Винокурова побывала в московском офисе «Яндекса» и пообщалась с бывшими учениками лицея.
Два года назад я обновлял ленту во «ВКонтакте» и увидел в одном саратовском паблике объявление, что Яндекс.Лицей набирает детей на первый год обучения. Тогда лицей только-только открывался, почти никто о нём не знал. Я уже где-то полтора года изучал Java и Pascal на школьном уровне и успел понять, что программирование — это моё. Хотелось заниматься чем-то реальным, чтобы на выходе получался продукт, которым люди смогут пользоваться.
Меня зацепила фраза о том, что в Яндекс.Лицее мы будем изучать язык программирования Python. Это что-то необычное, в Саратове обычно предлагают курсы по изучению Java и С++. Мы с родителями понимали, что это бета-проект и что мы будем, так сказать, подопытными кроликами, но всё же решили попробовать. Подал заявку, прошёл собеседование. Через какое-то время мне позвонили и сказали: «Ты принят». Я, конечно был очень рад, потому что Яндекс.Лицей — это круто, это же «Яндекс»!
Занятия у нас проходят два раза в неделю. Первый год мы изучали базовые конструкции Python, на второй начали заниматься по двум направлениям — создание компьютерной игры и создание телеграм-бота. Мы делали проект по каждой из этих тем, и нужно было решить, какой будет итоговым, какое направление тебе ближе.
Компьютерные игры немного не про меня, не люблю играть. Так что проект я сделал просто ради зачёта. А вот телеграм-боты меня, наоборот, очень заинтересовали. Мы с одногруппником сделали бота под названием «Городской информер». Идея была в том, чтобы собрать сразу несколько сервисов и получать любую информацию о городе прямо в телеграме. Можно, например, смотреть прогноз погоды или то, как выглядит город со спутника. Что интересно, мы добавили туда API (программный интерфейс) «Яндекс.Расписаний». Ключа в свободном доступе нет, поэтому мы рассказали о проекте команде «Яндекса» и попросили доступ. Ребята нам его предоставили. В общем, бот мне очень нравится. Как только мы завершим мелкие доработки, сразу опубликуем его.
С тем же одногруппником мы придумали простенький телеграм-бот «Угадай за 10 секунд», @TenSecondsBot. Он как известная игра «Угадай мелодию». Бот за десятисекундный отрезок включает отрывок какой-то песни и присылает четыре варианта ответа. Вы выбираете один. Потом бот оценивает ваш результат, говорит, насколько он хорош или плох.
Мы отправили этот телеграм-бот на конкурс, на специальную номинацию от американской компании Grid Dynamics (в Саратове есть их филиал). Там уже не было деления по возрасту, свои работы присылали все ребята от 7 до 25 лет. Заняли второе место. Получили крутые призы — квадрокоптеры. Сейчас в Саратове летаем, снимаем крутые виды.
Два года назад наш учитель сказал, что открывается набор в Яндекс.Лицей и там будут учить программированию на Python. К тому времени я его не знала, мне стало интересно. Поэтому я выполнила вступительные задания на сайте. Потом меня пригласили на собеседование и, к моему удивлению, я его прошла.
Конечно, сначала показалось странным, что в нашем городе появился Яндекс.Лицей, потому что Тамбов — небольшой город. Я даже думала, что здесь есть какой-то подвох. По логике сначала он должен был открыться в Москве и Санкт-Петербурге, но никак не в Тамбове.
Мои родители обрадовались тому, что Яндекс «переехал» в Тамбов и что есть возможность там учиться. Они мне очень помогали: не знаю, проучилась бы ли я до конца, если бы не они и не их поддержка. Мои одноклассники и друзья тоже знают о том, что я хожу в Яндекс.Лицей, и всегда удивляются, как я успеваю и домашние задания делать, и на дополнительные занятия ходить.
Мы занимаемся два раза в неделю. Занятие длится около двух часов, но мы часто сидим допоздна. Некоторые мои знакомые, узнав, что я учусь в Яндекс.Лицее, сказали, что это очень круто, и на следующий год тоже поступили.
За время обучения в Яндекс.Лицее мы должны были сделать два проекта — игру и телеграм-бота. Мне кажется, что больше удался бот. Это был проект для взаимодействия участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Каждый год они проводятся в разных городах. Если у бота спросить, допустим: «Я из 10 класса, прошла на информатику. Скажи, пожалуйста, где будет проводиться олимпиада?» — он выведет карту с местом проведения, программу мероприятий. Этот проект очень помог мне разобраться с тем, как пользоваться API Яндекс.Карт и Яндекс.Переводчика. Собственных идей для проектов на будущее у меня пока нет, пока хочется просто учиться, учиться и учиться.
Обычно в Яндекс.Лицей берут учеников 8-9 класса, а я поступил туда в шестом. Родители смогли помочь мне с тем, чтобы попасть в лицей вопреки моему возрасту. В основном я занимаюсь программированием сам: так мне проще, чем с группой. Я больше люблю ставить микрозадачи, делать микропроекты и изучать по ним программирование. Так я получаю практические навыки, которые потом реально использую.
На данный момент у меня два самых значимых проекта. Первый — умная теплица. Я разрабатывал его довольно долго. По сути это почти обыкновенная умная теплица со всеми стандартными функциями поддержания микроклимата, но, кроме этого, она социальна активна: у неё может быть собственный профиль в социальных сетях, она может публиковать туда свои фотографии и отчёты. В неё даже встроен голосовой помощник. Мне было важно, чтобы молодёжь тоже могла всем этим пользоваться. Чтобы процессом выращивания растения можно было делиться с друзьями, даже соревноваться. Пока это макет, но уже есть промышленный образец.
Второй проект — это мобильная квест-игра «Собери свою собственную Россию», или сокращённо «СССР». Смысл игры в том, чтобы продвигать в массы изучение истории и культуры нашей страны. Это геймификация учёбы. Вы бегаете по городу, «захватываете» памятники, культурные достопримечательности. На языке игры «захватить» что-нибудь — это сфотографировать какое-то историческое место. Чтобы это сделать, вы должны приехать в город, найти памятник, встать рядом с ним, сфотографировать его. После чего отправить фото нашему серверу. Мы определим, что это действительно то место, и только тогда вам начислится балл.
У каждого игрока свой профиль, и он передвигается по рейтингу. Рейтинг можно настроить как по России, так и по городу. Можно с друзьями соревноваться. Сейчас приложение разрабатывается, хотя все базовые вещи, которые я назвал, уже функционируют. Я планирую его опубликовать к середине лета.
Однажды на сайте одной из школ я увидел объявление о наборе в лицей. Тогда не стал на него откликаться, подумал: «Ну, фиг с ним». Потом учителя в школе сказали: «Давай ты попробуешь?». Я подумал: «А почему бы и нет». Прошёл тест, прошёл собеседование, и вот я здесь.
Меня не удивило, что Яндекс.Лицей появился в Пензе. У них на сайте было написано, что они ищут школьников из регионов. Вообще у меня все, что связано с «Яндексом», ассоциируется с чем-то хорошим и честным, поэтому сомнений не было. Родители тоже к поступлению отнеслись положительно — я ведь не за гаражами собирался прыгать. Всё-таки это большой вклад как в свои знания и навыки, так и в психологическое развитие: умение решать задачи в срок, не бояться их.
В Яндекс.Лицее мы с однокурсником сделали сюжетную игру Escape From War. Действие происходит в стране, охваченной гражданской войной. Главному герою нужно выбраться из этой страны. На первом уровне ему приходится выбираться из своего дома, потому что все двери заперты. Выход охраняет очень страшный человек, которого надо обойти или убить. Игрок, соответственно, принимает решение, проходит маленькие квесты. В итоге ему удаётся сбежать. На этом игра пока заканчивается.
Про Яндекс.Лицей я узнал совершенно случайно: в школе учительница информатики буквально поймала меня за рукав и сказала, что нужно пройти какой-то тест.
До этого я сам немного занимался программированием. Например, разбирался в теме создания игр, пытался учить С++ и другие языки. Я общался с другом, и у нас появилась идея написать собственную небольшую игру. Он не смог в этом разобраться, поэтому пришлось самому. Но учительница информатики о моих попытках не знала — она поймала меня скорее потому, что я очень хорошо знаю математику. И она решила, что отправить меня написать тест будет хорошей идеей.
Вплоть до первого занятия я вообще не знал, куда иду и зачем. Пришёл, познакомился с ребятами, стали обсуждать, кто и как сюда попал, кто знает, чем будем заниматься. Преподаватель коротко рассказал о программе и о том, что нас ждёт. Конечно, я тогда не мог предположить, во что это выльется, что это будет так интересно и глобально.
На мой взгляд, самым интересным моим проектом в Яндекс.Лицее стал телеграм-бот «Электронный дневник». Этот бот позволяет ученикам записывать домашнее задание и получать его как будто в облако. Доступ к нему можно получить буквально в несколько кликов со смартфона или компьютера. Этот проект я внедрил в своём классе, а немного позже и в параллели в школе. Люди пользуются им (в основном, ученики, учителя не настолько разбираются во всех этих новых технологиях). Многие сказали, что это интересная задумка.
Автор: Элина Винокурова