Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Школьные поборы недопустимы. Исключений нет

Чтобы понять, почему возникает в школе проблема «поборов», нужно выделить три контекста: нормативно-правовой (незнание педработниками правовых основ), этический (знают, что нельзя, но…), организационно-управленческий (различные дилеммы управления).

Если обратиться к Конституции РФ (ч.2 ст.43), то мы увидим, что в ней указано следующее: гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных организациях. Законом «Об образовании в РФ» (ч.3 ст.5) государство также гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Многие школы, развивая систему дополнительного образования, дополнительных занятий (не включенных в госзадание образовательной организации, в учебные планы) организуют платные образовательные услуги. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг (ч. 1 ст. 101 Закона «Об образовании в РФ»). Получение (или не получение) данной услуги – это добровольное желание потребителя услуги на основе договора возмездного оказания услуг (ст. 779 Гражданского кодекса РФ).
 
В практике школ, как правило, цена платной образовательной услуги утверждается Управляющим советом школы (в случае больших образовательных комплексов обсуждение вариантов цены платной образовательной услуги происходит при участии советов родительской общественности, родительских комитетов в корпусах образовательного комплекса).
 
Что же касается «поборов» – на мебель, учебники, классные доски и т.п. – они недопустимы. Руководители образовательных организаций, совершая упреждающий «поборы» управленческий шаг, издают приказ о недопустимости сбора денежных средств в школе. Приказ доводится до сведения педагогических и иных работников школы под личную подпись. Однако, инциденты нарушения локального акта все-таки случаются. В моей директорской практике был случай, когда старшая воспитательница в одном из дошкольных корпусов (комплекс включал 17 адресов (территорий/корпусов)) собрала с родителей дошкольников деньги на стиральную машинку. Узнали мы об этом через жалобу в департамент образования одного из родителей этого корпуса. Создали с участием Управляющего совета школьную комиссию по данному инциденту. Меня эта ситуация просто поразила: как она (старший воспитатель) могла, если у нас закупка услуги стирки белья в дошкольных корпусах?! Комиссия выяснила, что стиральная машинка приобретена для стирки спортивной формы детей (да, спортивная форма в услуги стирки не входит), протокол родительского комитета с решением о стиральной машинке имеется, но в принятии решения не участвовало большинство родителей дошкольников, и само решение не было вынесено на Управляющий совет. Решение конфликтной комиссии: объявить выговор.
 
Был и такой случай в начале моей деятельности (план закупок и план финансово-хозяйственной деятельности на календарный год формировался не при мне, а при предыдущих руководителях), а ситуация сложилась в октябре, в начале учебного года: в одном из корпусов не было пианино, но были введены занятия по хору, руководитель хора работала с фонограммой и магнитолой, а это было неудобно. Кто-то из родителей инициировал сбор средств по просьбе педагога хора, а другая часть родителей обратилась с жалобой к директору и требованием «незамедлительно обеспечить!». Не каждый родитель понимает про план закупок и план ФХД на календарный год, а не учебный. Что делать? Я отдала мое цифровое пианино из дома через дарение его организации. Конечно, это далеко не универсальное решение подобных ситуаций. Но в данной конфигурации обстоятельств в управленческих приоритетах сгладить конфликт «здесь и сейчас» было важнее, чем объяснения о необходимости «подождать до января-февраля» нового плана закупок. Так и стоит пианино в корпусе №4…
 
В этом же октябре была ситуация с учебниками в корпусе №3. По чьей-то ошибке, контрактного управляющего, юриста или поставщика учебников (договор на поставку учебников по английскому был датирован «по недогляду» декабрем и поставлять учебники издательство не спешило), два пятых класса в корпусе были без учебников и в системе электронного документооборота от предшественников-руководителей мне досталось отвечать на две коллективные жалобы родителей по проблеме отсутствия учебников и предложения учительницы – «купить учебник самим или распечатать PDF-формат учебника». По решению Управляющего совета 50 учебников в октябре мы закупили из внебюджетных средств школы (для удовлетворения актуальной потребности). А поступившие в декабре по договору закупок учебники сформировали перспективный фонд учебной литературы для будущих пятиклассников (так как четвертых классов на следующий учебный год было как раз на два больше).
 
В таких ситуациях в фокусе внимания – профкомпетентность контрактных управляющих, юристов, бухгалтеров и других ответственных за формирование плана закупок лиц, способных системно планировать удовлетворение потребностей образовательной организации в логике учебного, но календарного года финансирования.
 
В сложных же ситуациях организационно-управленческие решения, способные спасти ситуацию конфликта обеспечения нужд остаются единственным маяком. В практике управления большими образовательными комплексами есть основная дилемма управления закупками в сложно сложившихся ситуациях «больших объектов» – закупки у единственного поставщика. К этому относятся закупка услуг ЖКХ и МОЭК. В условиях 15-20 корпусов (услуги ЖКХ и МОЭК) и 15-20 освещаемых электричеством территорий корпусов (услуги МОЭК) сумма такой закупки достигает свыше 2 млн. рублей. Но общий объем таких контрактов с единственным поставщиком у организации-покупателя услуги не может быть больше 2 миллионов рублей в году. Зачастую в виду исчерпания ресурсов по этому виду закупок сразу в начале года при заключении контрактов нет возможности закупить что-то на небольшие суммы – до 100 тысяч рублей (сумма закупки без торгов, у единственного поставщика). В то же время сумма закупок в неделю для организации не должна превышать 600 тысяч рублей. Такие рамки Федерального закона о закупках (ФЗ-44) задают разные модели организационно-управленческой деятельности (управления ресурсами) в практике небольших школ (в 4-5 корпусов) и больших комплексов (15-20 корпусов).
 
И отдельно можно сказать о недопустимости сбора средств с родителей на награждения школьников. Мы в школе не пользовались даже закупками призов на награждения школьников, а развивали в этой области систему социального партнерства, что гораздо эффективнее.
 
P.S. Я часто бываю в командировках в регионах, и мне приходится слышать жалобы директоров школ на недостаток финансирования. Здесь нужно понимать следующее. Значение объемов государственных (муниципальных) услуг устанавливается на плановый период на уровне очередного финансового года и корректируется ежегодно в соответствии с методикой формирования государственного (муниципального) задания на оказание образовательных услуг в соответствии с регламентом формирования государственного (муниципального) задания. По госзаданию учредитель выделяет деньги на услуги из ведомственного перечня услуг и работ, которые по уставу учреждения относятся к основным видам деятельности. Ведомственные перечни формируют органы власти на основе базового (отраслевого) перечня работ и услуг в сфере образования (ч. 3, 3.1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ). При формировании государственного или муниципального задания орган власти учитывает предложения образовательной организации по качеству и объему оказываемых услуг. Свои предложения образовательные организации дают по потребности в тех или иных услугах и работах. Орган власти оценивает потребность учреждений: по прогнозируемой динамике количества потребителей услуг и работ; по уровню удовлетворенности потребителей имеющимся объемом и качеством услуг; по результатам работ, которые показало учреждение в предыдущем финансовом году; по показателям выполнения учреждением задания в предыдущем финансовом году.
 
Об авторе
 
Ольга Александровна Фиофанова – советник ректората МПГУ по научной работе, доктор педагогических наук, доцент. В 2016 году Ольга Фиофанова входила в состав жюри очного тура Всероссийского конкурса «Успешная школа».

Источник

465


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95