Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Шоу пошло не так»

А PR-кампания — так

Иногда всё складывается таким образом, что первый за долгое время поход в театр с завышенными ожиданиями превращается в культурный кошмар, который хочется быстрее забыть. Однако в памяти всплывают эти лица, шутки, смех...

 

Предательство

Сказать, что реклама театральной постановки «Шоу пошло не так» была на каждом углу — не сказать ничего. Она была на каждом углу, на каждой стене, на каждом рекламном щите, на каждой остановке. Ты просыпаешься, заходишь в социальные сети, а там реклама «Шоу пошло не так». Ты едешь в метро, а там реклама «Шоу пошло не так». Идёшь на работу — всё то же самое. Перед глазами чётко видны фразы вроде «Очень смешная комедия» или «Хохочут все». Не поверить, что это самая лучшая комедия, которая существует на Земле, было практически невозможно.

Трудно сказать, чья это была идея или стратегия — завесить всё своей рекламой, перекрывая даже новогодние классические представления вроде «Щелкунчика». Возможно, это дело рук МДМ, в котором постановку показывают уже на протяжении долгого времени. А может быть, ответственны за это продюсеры — Дмитрий Богачев (благодаря которому в нашей стране увидели «Призрак Оперы», MAMMA MIA!, «Бал вампиров», «Привидение») и Геннадий Миргородский (Pola Negri и «Джульетта и Ромео»). В любом случае возникает ощущение, что занесли абсолютно всем, начиная от звёзд, заканчивая сайтами с оценками посетителей.

Наверное, стоить объяснить, откуда вообще могла возникнуть необходимость так усиленно развивать рекламную кампанию по продвижению «Шоу пошло не так».

Во-первых, как и большая часть перечисленных выше постановок, к которым приложили свою руку продюсеры, эта комедия является заимствованной. Авторами оригинальной пьесы являются три британца из театральной компании Mischief Theatre.

Во-вторых, эту комедию можно считать новаторской на отечественной сцене, поскольку это абсурдная комедия, с элементами постановки в постановке, а также попыткой полностью сломать четвёртую стену между сценой и залом. Или, как это написано на сайте самой комедии, «спектакль-первооткрыватель в жанре театральной клоунады в России». С клоунами у нас в стране всегда всё было хорошо. А вот с театральной клоунадой...

Если бы не столь мощная кампания по продвижению, то люди бы не пошли на «комедию ситуаций с английским юмором». А так им предлагали «ОЧЕНЬ смешное шоу», которое не какие-нибудь там «камеди клабы» для быдла или «петросяны» для пенсионеров, а самый настоящий тонкий театральный юмор для искушённых особ. Ага, конечно, количество «искушённых особ» благодаря этой рекламе уже успешно перевалило за 150 тысяч, а те, кто только собираются пойти, ещё даже не представляют, что им предстоит увидеть. А на официальном сайте приветливо улыбаются лица всех — артистов, юмористов, актёров, музыкантов, КВН-щиков, которые говорят:

Иди, дорогой друг, нам же понравилось, а чем ты хуже?

А в «отзовиках» пропорциональное соотношение на первых 20 отзывах где-то 17 положительных на три отрицательных, где все «хохочут, надрывают животы, благодарят». Ну, если, допустим, звёздам занесли, чтобы они похвалили, не могли же они штурмом взять все сайты, чтобы написать о себе положительных отзывов.

Ну, теоретически, могли. Но им бы не пришлось этого делать. 

 

Пересадка внутренностей

Наверное, стоит отдать должное «Шоу пошло не так», ведь по сути — это действительно нечто новое на отечественной сцене. Мы уже привыкли к тому, что любая постановка с долей юмора — это либо классическая комедия, слегка перекроенная на новый лад, либо все эти постановки с людьми из телевизора, которые в привычных костюмах расхаживают по сцене и говорят о житейских вещах. А люди, которые видели этих людей из телевизора, сидят в зале и поверить не могут: у всех (или во все времена) одни и те же проблемы, все говорят о том же. И вот жили мы с этой самобытностью и было нам очень хорошо, но тут приезжает этот режиссёр из Британии — Шон Тёрнер (либо его насильно привозят) и начинается культурное сливание.

Где сливание — это не объединение.

Если кратко пересказать суть «Шоу», которое пошло не так: актёры играют студентов Политехнического университета, которым необходимо поставить «Убийство в поместье Хавершем» в духе классических детективных романов. Делают они это максимально плохо — техподдержка и ассистенты занимаются всем, кроме своей работы, и потому на сцене постоянно что-то ломается, музыка не звучит вовремя, а сама поддержка разгуливает по залу перед началом в поисках собаки, которая прячется под креслами. Актёры — это антипод актёров, которые бьют друг друга (случайно, естественно), забывают слова, неправильно взаимодействуют с окружением, переигрывают, недоигрывают. Короче, делают все то, чего актёры делать не должны.

Не стоит путать, всё вышесказанное — не относится к реальным ассистентам и актёрам. Они прекрасно справляются со своей задачей, тут нет никаких претензий.

Нужно иметь невероятный талант,

чтобы хорошо играть плохо,

когда тебя на протяжении нескольких лет учили играть хорошо хорошо.

В некоторых моментах, когда они должны вовремя упасть, поймать на лету ключи, видно, что таланта и опыта этим людям не занимать. Они могут и хотят делать всё, что требуется от профессиональных актёров, однако тут их задача усложняется вдвойне. Ещё раз: основная идея и мысль «сделать максимально хорошо, чтобы было донельзя абсурдно и отвратительно» — реализованы. На каждую роль есть по три актёра, но это связано не с трудностью постановки, а с тем, что её показывают чуть ли не ежедневно. И каждый из актёров, наверное (судя по той единственной труппе, на которую удалось попасть), прекрасен в своей отвратности.

Но вот в чём дело. Если вы показываете нечто новаторское, да ещё и заявляете это как «элитарный» продукт, то, будьте добры, покажите эту идеальную отточенность во всех аспектах, а не пытайтесь выехать за счёт актёров. Да, вы позаимствовали британский театральный продукт, в котором львиная доля шуток строится на британском юморе. Позаимствовав продукт, вы никаким образом не адаптируете его под российского зрителя: остаётся та же история, с теми же героями, с теми же именами, из того же университета, с тем же названием, в той же вселенной! Но вот в чём разница: там, на родине этой постановки, британский юмор играют британцы, и играют они его по-британски и для британцев. Это особая аура, правильно расставленные фокусы и ударения.

В нашей стране вряд ли бы стали пускать в крупный прокат «Монти Пайтон», потому что российского аналога попросту нет и не может быть. Это чётко продуманная картина с выдуманными событиями на тему реальных ситуаций, которые бывают в Англии. А вот аналог «Шоу пошло не так» у нас есть, да не один — «Маски-шоу», «Каламбур», некоторые номера из КВН и многое другое. Знаете, в чём разница? В глубине погружения. В «Деревне дураков» каждую серию персонажи могли бы меняться на военных, врачей, котов — ситуации оставались бы прежними, главное — чтобы сивуха мутная засветилась в кадре, а медведь попытался украсть мёд. А в том же «Шоу Фрая и Лори» нужны Фрай и Лори и сама Британия с королевой где-то в области трона, чтобы достичь нужной консистенции.

Отсюда и возникает разное погружение в уровни «Шоу пошло не так» у нас и на родине — отечественный зритель видит падения, запинки, драки, мычания, удары, кряхтения и кривляния, а в Британии видят полноценные сцены. И получается, что человек, которому нужно это погружение, так как он не привык смеяться над поверхностным юмором — тот самый наш искушённый зритель, —  не будет смеяться, хоть это и сам Бродвей, поскольку ему это не близко, и он не может войти в этот мир. А зритель с простецким чувством юмора, без особо багажа, без требований и запросов, будет невероятно рад, ведь он понял театральную постановку. Вот только понял и принял он её, поскольку есть третьесортная ассоциация в лице этих «Каламбуров» и тому подобного зрелища. А значит, есть над чем поржать, есть за что ставить десятку и говорить, что это гениально.

Ещё одна проблема — это повторение.

Вот тут явные расхождения с оригиналом, ведь там, где у них падает одна оленья голова, у нас падает три полки, голова, камин и ещё половина сцены. Если актёр переигрывает — он делает это на каждом слове, на протяжении двух часов. Если кто-то обыграл плохую расстановку предметов, к этому вернутся десять раз. Если искать собаку, то на 20 минут, почему бы и нет? Они умудрились повторить одну и ту же шутку даже на своём сайте!

«Шоу пошло не так» — это действительно нечто новое на отечественной сцене, вот только в полной мере передать новаторство оригинала оно при всём желании создателей не может. То, что стало новым на сцене, — всего лишь старое из телевизора — двигателя прогресса в культуре.

 

Экзекуция

То ли наивность, то ли глупость, но в голове попросту не возникло мысли почитать отзывы. Хотя удалось бы наткнуться, скорее всего, на что-то вроде «Ржал, как конь» — подозрительно, но вне контекста не отталкивающе. Официальный сайт комедии предлагал хорошенькую скидку при покупке билетов в размере 30%, были свободны хорошие, пусть и не самые близкие, места, в итоге всё это удовольствие вышло не особо дорого.

Возрастное ограничение — 12+. Однако в наших театрах какие-то огромные проблемы с адекватным следованием этого ограничения. Родители, ясное дело, могут взять своего пятилетнего ребёнка куда угодно, хоть на «Любовь по Фрейду», хоть в бар. Поэтому наличие на постановке детей в возрасте от четырёх до десяти лет вообще не удивило. Удивило, что рядом оказалась самая громкая, самая гиперактивная и самая лишённая внимания со стороны окружения девочка — никогда ещё так не везло. Вот оно, поколение, взращенное на мультфильме «Маша и медведь», где их кумир — Маша, девочка с заливистым смехом, которая пока не попадёт в неприятности или не навлечёт на кого-нибудь беду — не успокоится. Вот такая Маша сидела позади и смеялась без перерыва: по поводу и без, одна и с другими, до и во время спектакля.

Если прочитать отрицательные отзывы, одна из самых часто встречающихся поднятых тем будет о том, что смеялись в основном только дети. Это действительно так. Поскольку детям, обладающим ещё не особо большим багажом, не особо важно, над чем смеяться, они смотрят на падения, на стоны, на кривляния, слышат кряхтения и выдуманные слова и заливаются. Некоторые даже на весь зал.

Вторая категория смеющихся людей — тётки и дядьки. Нет, не женщины, не девушки, не девочки, не бабушки, не мужчины, не дедушки. Тётя Галя, которая имеет стаж просмотра «Кривого зеркала» на протяжение 15 лет, и дядя Вася, который знает наизусть все анекдоты из журнала «Тёщин зятёк» с момента распада СССР. Этот великолепный дуэт, расклонированный по всему залу, выполняет сверхнорму, благодаря которой со сцены кажется, что весь зал просто урвался. Но на самом деле это только дядя Вася, который поддал до и во время первого акта.

В сумме эти дети, тётки и дядьки — четверть зала. Ещё две четверти зала — люди с каменными лицами, которые порадовались, что наконец-то куда-то выбрались, пусть их выбор и пал на эту комедию. А последняя четверть — это люди, которые где-то с 15 минуты первого акта до антракта покидали «Шоу пошло не так». В глубине души они понимали, что это не шоу пошло не так, а они пошли не туда. Кто-то жалел выброшенных на ветер денег. Кто-то жалел потраченного времени. А кто-то подумал: «Хм, неплохой текст должен получиться».

Роман Морозов

668


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95