Мосгордума в первом чтении приняла законопроект, усиливающий ответственность за шум транспорта в ночное время. С 23.00 до 7.00 превышение допустимого уровня шума, беспокоящее граждан, обойдется владельцам автомототехники в 5000 рублей. Порог допустимого шума собираются установить таким, что в него впишутся только электромобили. Зато установка штрафующих камер будет точечной, обещают законодатели.
— Актуальность проблемы очевидна, количество жалоб на шум в Москве зашкаливает, — отмечает депутат МГД Александр Семенников, представлявший законопроект на заседании совместно с представителем Дептранса. — Дело в том, что автомобилей в Москве около 3,8 миллиона, поэтому они являются существенным фактором, влияющим на качество жизни в столице. Примерно так же обстоит дело и в других городах-миллионниках.
Нарушать тишину, в том числе при помощи слишком громкого автомобиля или мотоцикла, запрещено и сейчас — но штраф за это невелик (500 рублей по ст. 8.23 федерального КоАП), а методика доказательства нарушения слишком громоздкая, отметил Семенников. Фактически «уличить» транспортное средство в повышенной шумности можно только в лабораторных условиях — поэтому данная статья практически не работает.
— Московский законопроект предлагает изменить размер штрафа — 5000 рублей для владельцев авто с мощностью, не превышающей 200 лошадиных сил, — подчеркнул депутат. — При превышении этого порога штрафы будут взиматься по прогрессивной шкале. Это имеет двойной смысл: во-первых, владелец более мощного автомобиля должен осознавать свою повышенную ответственность, а во-вторых, так мы пытаемся привязать размер штрафа к уровню доходов владельца.
Грузовики и мотоциклы получат свою прогрессивную шкалу. А программно-аппаратные комплексы фиксации уже тестируются, рассказал Семенников. Как раз для завершения сертификации камер с шумомерами, по его словам, и требуются законодательные новеллы. Впрочем, меняется сам подход к шумному транспорту. Если до последнего времени владельцам исправных машин и мотоциклов, не подвергшихся тюнингу, беспокоиться было не о чем, то теперь точкой отсчета стало именно шумовое воздействие на жилые кварталы. А значит — виновным может оказаться любой.
— 96 Дб — таков сейчас норматив для обычного легкового автомобиля, — говорит Александр Семенников. — Но далеко не факт, что лимит будет именно такой. Объектом правовой защиты являются покой граждан и тишина. Этот покой может нарушаться и автомобилями с более низким количеством децибелов на выходе. Какой порог установить — должны определить специалисты Роспотребнадзора и других организаций. Для сравнения: сейчас в Бельгии и Голландии, где также идет внедрение шумомеров, они отрегулированы под 68 Дб.
Исправные авто также могут быть оштрафованы в ночное время при помощи камер. Кстати, из-за сложности автоматического начисления «прогрессивного» штрафа 95% постановлений, по оценке Семенникова, будут оценены в минимальную (но все равно внушительную) сумму 5000 р.
— Если такой закон и порог в 68 Дб будет принят, в ночное время рядом с такими камерами получат штраф все, кроме электромобилей, — уверен владелец московского автосервиса Сурен Баблоян.
По словам Баблояна, неисправности выпускной системы — одна из типичных проблем подержанных автомобилей. Трудно найти машину старше 4–5 лет, у которой полностью исправен весь выхлоп, нигде не «сечет» и все элементы глушителя работают штатно. Но даже на заводе-производителе, отмечает Баблоян, автомобили настраивают из расчета международно признанных 96 Дб.
— В Правилах дорожного движения есть запрет на превышение установленного ГОСТом уровня шума, — отмечает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Стало быть, чтобы наказывать за «подпороговое» превышение шума, нужно будет менять ПДД либо ГОСТ. А этим должен заниматься Росстандарт, причем при наличии веских оснований.
Разработчики проекта не скрывают, что камеры-шумомеры не будут устанавливаться повсюду: ими закроют лишь те кварталы, жители которых больше всего жалуются на ночной автомотошум.
Антон Размахнин