Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Шутить продано

Чем российский сериал способен привлечь западного зрителя

На прошлой неделе российский сериал «Мылодрама» вышел на крупнейшем стриминговом сервисе Amazon Prime Video. Это уже вторая в 2020 году большая покупка оригинального российского телепродукта за границей; сейчас, по информации «Огонька», идут переговоры о продаже еще как минимум двух телешоу. Чем российский сериал способен привлечь западного зрителя?

Нестандартная и изобилующая нецензурной лексикой черная комедия «Мылодрама» о заправщике (его играет Сергей Бурунов), который случайно становится руководителем телеканала, оказалась интересна не только на родине. По сюжету собственники хотят разорить телекомпанию и нанимают директором максимально непрофессионального человека. Оказавшись у руля, никем не контролируемый главный герой ввергает в пучину абсурда доверенный ему канал и затевает съемки бездарнейшего сериала.

Николай Картозия, продюсер сериала и генеральный директор телеканала «Пятница!», считает историю универсальной: «Мне многие говорили, что у нас очень русская концепция, да еще и узкопрофессиональная. Но на самом деле в "Мылодраме" есть high-concept, он универсальный и понятный во всех странах. Потому что непрофессионалы часто возглавляют большие корпорации и от таких людей многое зависит. Это может произойти и в Европе, и в Америке». Чтобы заинтересовать международный рынок, видеоконтент должен не только иметь high-concept — уникальную и яркую основную идею, но и быть, выражаясь на телесленге, «бустером» своего канала, то есть принести значительную выгоду и привлечь большое количество зрителей.

Уолтер Юззолино, основатель британской видеоплатформы Walter Presents (аналог Amazon Prime Video в Британии), один из крупнейших экспертов в области неанглоязычных сериалов, отбирает видеоконтент по трем параметрам: качество сценария, актерская игра и режиссура. «Зрители становятся все более опытными, и их запросы растут,— рассказал "Огоньку" Юззолино.— Все любят отличную историю, где бы вы ни находились, поэтому концепция должна быть увлекательной. Темпоритм — это еще один важный фактор. Исторически сложилось так, что телевидение имеет тенденцию к несколько более медленному и мягкому темпу, но современные зрители требуют гораздо большей скорости повествования. В мире с таким широким выбором видеоконтента только самые сильные концептуальные произведения действительно будут иметь шанс на успех. Сложно стало комедиям и историческим костюмированным драмам. Юмор часто связан с очень специфическим набором культурных канонов и норм, поэтому итальянский юмор и британский юмор, например, очень разные, и иногда передачи, которые невероятно забавны для местной аудитории, выглядят странно в другом культурном контексте».

Николай Картозия считает выход отечественных сериалов на международный рынок приоритетным направлением деятельности канала. Лучше всего, говорит он, когда не просто покупают видеоконтент, а приобретают целый формат. Так получилось с шоу «Инстаграмщицы» телеканала «Пятница!» — теперь такое же шоу, но с местными звездами, снимут на польском ТВ, а в феврале 2020 года Amazon приобрел уже два готовых сезона русских «Инстаграмщиц». В этом реалити-шоу звезды популярной социальной сети попадают из виртуального мира люкса и глянцевых картинок в провинцию, сталкиваясь с трудностями жизни обычного среднестатистического россиянина. «Есть ли жизнь по ту сторону смартфона?» — задается вопросом шоу. Прямо сейчас телеканал «Пятница!» ведет переговоры о продаже формата нескольких шоу, среди них «Близнецы» и «Наследники».

«Сейчас форматный рынок переживает упадок,— говорит Картозия,— когда ты приезжаешь в Канн и смотришь, что же там свежего на рынке контента, то наблюдаешь уже просто какое-то фриковатое безумие. Шоу, где ты путешествуешь по миру с козой и она твоя единственная кормилица… — ну это звучит забавно, но никто такого не хочет покупать. Ведь понятно, что эта программа провалится с треском. Либо это попытки пережевать уже очень давно известные форматы. Раз в год кто-то выдает что-то действительно интересное — Голландия, Англия… Из новичков индустрии — Турция: они перерабатывают весь международный опыт, по чуть-чуть отовсюду вдохновляются и предлагают что-то любопытное».

Заинтересованность в русском контенте в мире, по словам продюсера, минимальна. «Сейчас на самом деле речь идет не о рынке, а о штучных продажах. Мы за пределами всех возможных топов. Если говорить об американском рынке, то у них сейчас поставщик номер один — это Испания. Это объяснимо: испанский — практически второй национальный язык в Америке. Но надо при этом сказать, что в Испании очень сильная школа драматургии. И то, что они делают, выглядит универсально — что очень важно для международного зрителя. Почему интерес к российскому контенту минимален?.. Понимаете — этим же надо заниматься. Не просто — ты что-то придумал гениальное и ждешь, когда к тебе обратятся. Нет. Нужно ездить на международные рынки, знакомиться с людьми, делать свои стенды, давать рекламу, раздавать интервью. Может быть, то, что я сейчас скажу, звучит несколько маниакально, но нам бы хотелось придумать что-то грандиозное — наподобие шоу "Голос" — и продать это в сто стран».

Американская телесеть Fox еще в 2015 году купила формат сериала ТНТ «Моими глазами». В России он прошел без особого успеха, но идея сериала заинтересовала американцев — каждая серия представляет взгляд каждого из очевидцев на общее событие, а сюжет очень запутанный. Кстати, именно автор этого сериала сценарист Илья Куликов потом придумал и снял «Мылодраму».

За последние годы Amazon несколько раз покупал и другой российский контент — сериалы «Молодежка», «Психологини» и «Лондонград» у «СТС Медиа», а также пакет из 75 фильмов и сериалов у Star Media, причем последние сотрудничают и с другими международными стриминговыми площадками: TubiTV, MiTV, MX Player.

В прошлом году онлайн-видеосервис Start продал права на сериал «Лучше, чем люди» платформе Netflix, а американской Amazon — права на сериал Константина Богомолова «Содержанки». Также Netflix покупал сериалы «Троцкий», «Метод» и «Мажор» у продюсерской компании «Среда» Александра Цекало, мультфильм «Маша и Медведь», «Хождение по мукам» НТВ и другой видеоконтент.

Уолтер Юззолино уверен, что доля российского контента в международном видеопространстве будет увеличиваться: «Стриминговые платформы всегда ориентировались на американский и английский контент, и только в последнее время наша продукция становится интернациональной. Первая волна зарубежных сериалов пришла из Скандинавских стран — сериалы "Мост", "Убийство"; за ними включились Франция, Германия, Бельгия, Италия и Голландия — все они стали настоящими эпицентрами творческого бума. Как и во многих других европейских странах, российская телепродукция в течение долгого времени в основном предназначалась для внутренней местной аудитории и создавалась под локальные вкусы. Хотя на международном уровне русская драма всегда имела отличную репутацию за ее высокое качество и производственные ценности, но сюжеты были слишком сфокусированы на национальных интересах. Только в последнее время взрывное развитие видеоплатформ определило изменение в российской киноиндустрии».

Юззолино уверен, что покупка международных шоу теперь стала очень важной частью работы крупных платформ. Американские сериалы, конечно, по-прежнему чрезвычайно успешны на глобальном уровне, но международная аудитория голодна как никогда раньше.

Растет число зрителей, которые сознательно хотят расширить свой кругозор и предпочитают международную тематику местному контенту.

Это зрители, которые любят путешествия, интересуются другими культурами, историями. Таким образом, несмотря на большой и даже избыточный выбор, важность и привлекательность российских и европейских сериалов будут расти и дальше. Вопрос лишь в том, сумеют ли создатели отечественного кино и видеоконтента воспользоваться удачно складывающейся мировой конъюнктурой.

Мария Лащева

Источник

336


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95