1 января на экраны выходит комедия «Праздничный переполох» от создателей популярнейшего фильма «1+1» (Intouchables) Оливье Накаша и Эрика Толедано. Во французском прокате их новая картина стала хитом еще летом, в России же ей обеспечили роль новогоднего киноразвлечения, с которой она, по мнению Юлии Шагельман, справляется превосходно.
Макс (Жан-Пьер Бакри), владелец фирмы по организации мероприятий, устал от бесконечного праздника (которым представляется его работа, но только со стороны) и подумывает уйти на покой. Все как будто сговорились против него: клиенты только и думают, на чем сэкономить, сотрудники не могут решить ни одну проблему самостоятельно, налоговая вынюхивает нарушения, а жена и любовница (куда же без них в настоящей французской комедии), каждая по-своему, добавляют герою головной боли.
Однако прежде чем сплавить свой бизнес кому-нибудь за кругленькую сумму, Максу предстоит выдержать последнее испытание — шикарную свадьбу на 200 человек в замке XVIII века. И конечно, согласно закону Мёрфи, все, что может пойти не так, идет не так. Заместительница Макса Адель (Эй Айдара) беспрерывно ругается с диджеем (Жиль Леллуш). Нанятый ею в обход начальства приятель (Альбан Иванов) путается под ногами и всем мешает. Шурин Макса Жюльен (Венсан Макень), которому тот по доброте душевной подкинул работу, начинает ухлестывать за невестой, с которой его, как оказалось, связывает романтическое прошлое. Остальные официанты так и норовят устроить бунт на корабле — например, отказываются надевать парики и камзолы. Фотограф Ги (Жан-Поль Рув) больше заинтересован в закусках, знакомствах с дамами и распугивании гостей с телефонами, чем, собственно, в съемке события. Неудивительно, что Макс, прячущий под внешней сварливостью даже слишком мягкое сердце, последний, кто еще нанимает этого смутьяна. И лучше даже не начинать перечислять все «маленькие» замечания, поправки и идеи, с которыми выступает счастливый новобрачный (Бенжамен Лаверн), твердо настаивающий на проведении свадьбы в духе «сдержанной роскоши».
Больше всего «Праздничный переполох» похож на экранизацию бородатого анекдота о работниках сферы развлечений: «Вот вы здесь выпиваете, танцуете, флиртуете с красивыми женщинами, и для вас это праздник, а для нас — суровые трудовые будни!» Но у режиссеров (они же авторы сценария) Накаша и Толедано из этой нехитрой фабулы возникает очаровательное кино, и они даже и не врут, озаглавив его (во французском оригинале) «Ощущение праздника».
Предыдущий хит Накаша и Толедано «1+1» (2011) и практически полностью повторявшая его не слишком удачная «Самба» (2014) представляли собой злободневный комментарий на тему классового и расового неравенства, только с добродушной интонацией. В отличие от них, «Праздничный переполох» — практически чистая комедия положений, кажущаяся совершенно беззаботной, как в прежние времена, намеки на социальную сатиру здесь можно и не заметить. Конечно, есть шутки на тему серой бухгалтерии, нелегальных мигрантов и вообще несправедливости общественного устройства (чего стоят полицейский и безработный учитель, вынужденные подвизаться официантами), но они вполне беззлобные, и в основном юмор картины связан все-таки с несовершенствами человеческой природы, одинаковыми для всех классов и национальностей.
Все возникающие проблемы Макс встречает стоическим девизом «Мы адаптируемся». На протяжении двух часов, пока длится фильм, его команде придется делать именно это, находя ловкие и остроумные выходы из нештатных ситуаций. Бакри солирует в слаженном актерском ансамбле, но почти каждый из участников получает свой собственный эффектный выход. А когда свадебный переполох наконец, к всеобщему облегчению, завершается, можно за них только порадоваться и присоединиться к мнению экранного филиппинского гастарбайтера: «Все-таки умеют французы веселиться!»