С ценами на хлеб опять происходит нечто неладное. За год — с октября 2018-го по октябрь 2019-го - они повысились на 7,7%, свидетельствует Росстат. В свою очередь, Российская гильдия пекарей и кондитеров (РОСПиК) сообщает: в прошлом году ржаной хлеб подорожал на 5% (при росте закупочных цен на рожь на 46%), а в нынешнем нас ждёт повышение на 6,5-7%. Ситуация становится кричащей, ведь речь идёт о стратегическом для России продукте, который упорно дорожает выше уровня инфляции — причем в разы. Между тем, по словам опрошенных «МК» экспертов, на процесс ценообразования влияет множество факторов.
С начала 2019 года стоимость хлеба и хлебобулочных изделий выросла на 6,6%, при росте закупочных цен на рожь на 8,3%, отмечают также в РОСПиК. При этом организация «не видит предпосылок для дефицита ржаной муки для хлебопечения» и основными драйверами подорожания считает повышение тарифов ЖКХ и арендных ставок, цен на горюче-смазочные материалы, транспортные услуги, а также упаковку. При этом Гильдия напоминает, что, по данным Росстата, производство хлеба из ржаной муки снизилось в 2018 году до 1,71 млн тонн (с 1,76 млн тонн в 2017-м) при экспорте в 260 тысяч тонн. Заместитель гендиректора Института аграрного рынка (ИКАР) Ирина Глазунова увязала эту ситуацию с постоянным сокращением посевов под рожь в последние годы и даже десятилетия.
Ту же причину назвал в беседе с «МК» президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. «Рожь была абсолютно не ликвидна в течение многих последних лет, - говорит он. - Её попросту некуда было девать, цена на неё была крайне низкой. Это демотивировало крестьян, и они прекращали сеять рожь. Какой смысл отдавать площади под заведомо нерентабельную, не окупаемую культуру? Отсюда у нас провал по ржи, и отсюда - повышение цены на ржаной хлеб».
Между тем, как отмечает президент РОСПиК Юрий Кацнельсон, ни в США, ни в развитых государствах Европы - Франции, Германии, Испании, Италии, Великобритании — хлеб не возводится в ранг стратегических, жизненно важных продуктов. А тема его цены, болезненно-популярная в России, вообще не присутствует в тамошнем публичном пространстве. Связано это, во-первых, с высочайшей конкуренцией между частными производителями, во-вторых, с тем, что 85% пекарей сами реализуют свой хлеб в рознице. В этих странах вокруг каждой успешной пекарни формируется свой круг преданных покупателей. В итоге постоянная клиентура получает хлеб по максимальной выгодной цене.
«А у нас от силы 15% производителей сами продают хлеб. Всё остальное берёт на себя торговля, главным образом, сетевая. Хлеб она закупает у пекарен по оптовой цене, затем прибавляет свою маржу, не менее 40%. И эту конечную цену мы видим на полках магазинов. Одновременно на цене хлеба отражаются и другие, не менее значимые факторы, такие как подорожание энергоносителей. Стоимость услуг естественных монополий постоянно растёт, причём совершенно безумными темпами», - рассказывает «МК» Кацнельсон.
В декабре 2018 года, добавим, президент Российского союза пекарей (РСП) Валерий Чешинский в письме к вице-премьеру РФ Алексею Гордееву посетовал на тяжелую ситуацию, обусловленную механизмом ценообразования на рынке хлебопродуктов. Этот механизм, по словам Чешинского, не отвечает рыночным условиям: себестоимость производства неуклонно растёт, но все тяготы ложатся на плечи исключительно хлебопекарных предприятий, «постоянно балансирующих на грани выживания». Глава РСП напомнил ещё об одном обстоятельстве: повышение курса доллара негативно отразилось на экспортной цене зерна и скупке его трейдерами для выполнения экспортных контрактов. Видя это, по его словам, сельхозпроизводители сократили продажу зерна мукомольным предприятиям «в ожидании ещё большего роста цены».
Ритейлеры и торговые наценки влияют на механизм ценообразования весьма незначительно, утверждает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. По его оценке, роль первой скрипки здесь играет государство, которое прижимает хлебозаводы административно, «рекомендует» им не повышать цены. Соответственно, обрекает производителей либо на разорение, либо на ухудшение качества продукции, либо на прямую фальсификацию. Ну а в конце этой «пищевой цепочки», как всегда, стоит потребитель, который обречен покупать либо более дорогой, либо менее качественный хлеб — а, скорее всего, тот и другой одновременно.
Георгий Степанов