В этом году вышли в свет по крайней мере два творческих продукта, наглядно презентующие одну незаурядную тенденцию. Оба этих продукта демонстрируют взгляд на события в нашей стране через весьма оригинальную призму. По мотивам одного и того же исторического периода каждый автор создал самобытное художественное пространство, исполненное сказочной силы. В чём же причина этой тенденции вспоминать о прошлом, наделяя его волшебными небылицами? Тем более, если это недавнее прошлое, очевидцами которого стали наши родители.
Беларуский рэпер Олег ЛСП, выпустил концептуальный альбом «Свиное рыло». В нём представлено одиннадцать композиций, соединённых общей метафорой. Главного героя зовут Свин, по паспорту Свиное Рыло, и он живёт в мире свиней.
Мать Свина, забыв про сына, уехала к любовнику заграницу. Отца Свин не помнит. Воспитание взяла на себя алкоголичка-бабушка. Помимо Свина, у неё были ещё «поросята», каждый из которых хотел кушать, но никому не хватало наесться досыта.
Всё, что я помню — это вонючий свинский сад, семидесятый год
Я в куче поросят, все к сисе тянут рот...
Релиз рассказывает слушателю о трудном детстве Свина, проведённом в нищете, службе в «Свинской армии» и Авганистане, успехах Свина в эпоху накопления первого капитала, о девяностых, о бандах и бандитах.
Любопытно, что товар, который продаёт Свин со своими ребятами, это жёлуди, то есть, любимое лакомство свиней. Всё концептуально.
«Свинский сад», «свинская армия», «Свинский союз», «свинский раут», «свинская этика» — всё привычное нам в этом художественном пространстве становится «свинским».
Комедийный сериал «Внутри Лапенко» пленил сердца сотен тысяч, если не миллионов, русскоязычных пользователей YouTube. В нём изображена жизнь нескольких десятков собирательных персонажей из эпохи восьмидесятых и девяностых. Тут и бедный инженер НИИ, и бандиты, и сумасшедшие рокеры. И всё это снято как будто бы на плёнку.
В чём же причины этих попыток творческого обзора эпохи через сказку? Причин много.
Имеет место быть древняя традиция. Испокон веков люди привыкли идеализировать, чуть ли не обожествлять прошлое, изображая его в той или иной степени сказочным миром, светлым или тёмным. Многие языческие племена свято верили, что их предки общались с богами, пока те не покинули их. Культурная элита Средневековья и Нового времени боготворила Античный мир, считая, что с крушением Рима цивилизация откатилась далеко назад. Творцы, поющие о Риме, о Спарте, об Элладе, любили «подсластить» своё повествование мифами да легендами.
Вспомните, какие клише о прошлом разносят искусство и медиа: «раньше было лучше» «деревья были большими», «мороженое было вкуснее». Само медиапространство рисует наше прошлое сказочным, и мы уже не можем его рисовать другим.
Ну и, конечно же, описываемая эпоха была весьма непростой, а иногда даже трагичной. Поэтому её легче рефлексировать через сказку.
Не забывайте сказки, люди!
Олег Зверев