Почти каждая третья АЗС в России продает суррогатное топливо. Это результаты совместной проверки Росстандарта и Генпрокуратуры. «Бороться с контрафактом на топливном рынке с помощью действующих норм крайне затруднительно, — признался глава Росстандарта Алексей Абрамов. — Штрафы минимальны, бензоколонку за нарушения закрыть практически невозможно. Мы предложилиправительству увеличить наказания, введя в Административный кодекс оборотные штрафы в размере до 15% от годовой выручки АЗС». Но эксперты уверены, что наказывать в первую очередь надо не представителей розницы, а владельцев нефтеперерабатывающих предприятий, производящих некачественное топливо.
Проверка проводилась все лето по поручению Владимира Путина, который в апреле 2015 года на одном из совещаний метко сравнил моторное топливо с ослиной мочой. Участие силовых структур было очень кстати. По всей стране за три месяца пробы для анализа были взяты на 3109 АЗС, что в три раза больше, чем обычно проверяется за год. Под прицел попали как сетевые бензоколонки, которые работают под брендами крупных нефтяных компаний, так и небольшие независимые АЗС. Разного рода нарушения были выявлены на 43% бензоколонок. Касались они качества топлива, недолива в бензобаки автомобилей, плохого информирования потребителей. Самое распространенное нарушение оказалось связано с превышением массовой доли серы в топливе — 666 случаев.
Кроме того, было выявлено много несоответствий заявленному октановому числу бензина, а также нормам температуры вспышки в закрытом тигле (емкость для нагрева, высушивания, сжигания, обжига или плавления. — «МК») дизтоплива.
«Не могу сказать, что мы шокированы такими результатами, — утверждает Алексей Абрамов. — 30–35% случаев нарушений техрегламента по качеству топлива Росстандарт фиксирует три последних года».
Недолив был установлен на 420 АЗС. МВД по фактам мошенничества возбудило несколько уголовных дел, в том числе в Московской области. «В магазинах, на рынках есть контрольные весы, — продолжает глава Росстандарта. — Каждая АЗС должна иметь контрольный «мерник», куда водитель может потребовать залить топливо и таким образом зафиксировать — правильно ли работает раздаточный пистолет. Как только он увидит, что есть недолив, он может отправить жалобу в окружные межтерриториальные управления Росстандарта. И мы уже начнем работу».
Кстати, суммарный штраф по итогам проверки составил 55 млн рублей. Капля в море, учитывая, что рядовая автозаправочная станция за год зарабатывает около 100 млн рублей.
Действующий Административный кодекс предусматривает в среднем по стране небольшие штрафы для юридических лиц — от 100 до 300 тыс. рублей. Хотя, например, в Москве санкции за нарушение экологических норм выше: скажем, за повторное нарушение АЗС может быть наказана до 1 млн рублей.
Кроме того, закрыть АЗС можно только в случае повторного нарушения, которое принесло существенный материальный вред потребителю. Это крайне сложно доказать. В связи с этим Алексей Абрамов предложил за подобные нарушения ввести оборотные штрафы — до 15% от годовой выручки. Такая норма уже внедрена в антимонопольное законодательство за недобросовестную конкуренцию или злоупотребление монопольным положением.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Комментирует исполнительный директор Российского топливного союза Григорий СЕРГИЕНКО: «Не совсем верно бить кнутом по конечному звену — АЗС. Порядок надо наводить на нефтеперерабатывающих заводах. К сожалению, в России еще много старых «керосинок», производящих некачественное топливо. Ведь что получается? Мы ежегодно производим примерно столько топлива, сколько потребляем, — 70–75 млн тонн. Если завод по каким-то причинам засбоил, сразу возникает дефицит. Владельцы автозаправочных станций, чтобы не останавливать работу, вынуждены искать альтернативных поставщиков. Вот тут можно нарваться на контрафакт. Случаи, когда кто-то заведомо покупает дешевое некачественное топливо, если и есть, то носят единичный характер. На сетевых бензоколонках такая ситуация вообще исключена. Там прямые поставки с заводов».