18 ноября в Госдуму внесены поправки, изменяющие Закон «Об образовании», ставшие плодом тяжких трудов членов комиссии Совета Федерации по защите суверенитета России от внешнего вмешательства во главе с сенатором Андреем Климовым. Нововведение предусматривает возможность увольнения педагогов «в случае использования образовательной или просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, а также побуждения к действиям, противоречащим Конституции РФ».
У меня сразу возникает вопрос: какое еще тут может быть увольнение? Разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни — это, на минуточку, уголовная статья, а именно 282-я, по которой надо не увольнять, а возбуждать дело и судить любого человека, и не важно, учитель ли он, сапожник, пирожник или владелец заводов, газет, пароходов.
Почему же именно для учителя депутаты требуют каких-то особых условий? При каких же обстоятельствах его следует не отдавать под суд, а всего лишь увольнять?
Ответ напрашивается только один: в тех случаях, когда нет состава преступления, когда те или иные высказывания на статью не тянут. И тогда можно оценить их «на глазок», дать им определение исходя из собственных интересов, из личного отношения к данному конкретному человеку, использовать такую возможность для сведения счетов.
Директора школ, родители, ученики — айда! Перед вами открываются поистине безграничные возможности. Хотя, не сомневаюсь, в случае принятия этого закона учителя закроют рот на замок, никакой «просветительской деятельности» вы от них не дождетесь, оттарабанят положенное по программе — и до свиданья. Какие уж там задушевные разговоры с любимым учителем! Их и без того практически не осталось — настолько педагоги замотаны и запуганы.
Интересно, почему наши законодатели так стараются уесть именно учителей? Происходящее мне напоминает ситуацию в плохих школах, где верховодят трудные дети из неблагополучных семей. В таких школах хулиганы травят отличников, отнимают у них завтраки, ради развлечения придумывают для них всякий раз новые испытания — то прячут портфели, требуя для возврата сделать сто приседаний, то запирают в классе, заставляя униженно выпрашивать освобождение… «Сильно умный, да? А я вот дверь не открою, и будешь сидеть тут всю ночь!»
Вам это ничего не напоминает? Ну, завтраки у наших учителей отняли с самого начала — достаточно сравнить их зарплаты с зарплатой тех, кто придумывает для них все новые и новые законы и порядки. И приседать их заставляют постоянно: возьмите хотя бы череду печально известных увольнений за «совершение аморального проступка» — чаще всего обоснованных крайне сомнительно, непонятно и неубедительно. Зато эта формулировка очень удобна для избавления от неугодных и строптивых учителей. А теперь появится еще одна подобная формулировка…
В своей пояснительной записке к законопроекту Климов со товарищи сетуют на «бесконтрольную реализацию антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя». Господа, а вам не кажется, что ваша деятельность в некоторых случаях дискредитирует государственную политику куда больше, чем все антироссийские силы, вместе взятые? Как говорится, с иными друзьями и врагов не надо…
Учителей очень жаль: их превратили практически в бессловесных рабов. Но еще больше жаль детей. Потому что бессловесные рабы ничему хорошему научить не могут.
Ирина Селиверстова