Были времена, когда образ Скриптонита сплошь состоял из стереотипов и оценок. Чем он хорош на самом деле, знали только избранные снобы и зарождавшийся класс хип-хоп-экспертов, но для всех было очевидно наличие чего-то творчески существенного. С появлением Gruppa Skryptonite суть окончательно скрылась за семью печатями, но все же прослеживалась. «2004» же должен был продолжить прежнюю, витиеватую, но привычную ипостась Адиля с замороченными аранжировками, байками из уличной жизни и нравоучениями их героям, скрытыми за неразборчивым хриповато-воющим вокалом.
И те, кто не пытался разобраться в музыке, философии и идеологическом подспорье исполнителя, подумают, что все так и получилось. Слышны стилистически знакомые сэмплы, виниловые помехи, что-то про пацанов, что-то про сук. Венцом красуется ретро-обложка в теплых желтоватых тонах. Но это ли завоевало лавры?
Кажется, венок был дан за смелую сложность музыки и осмысленные многослойные стихи, в которых местная бедность фраз выглядела, как мелкие изъяны ручной работы, придающие ей домашнее тепло, а вместе с ним и ценность. И все это куда-то делось, будто никогда и не существовало на самом деле. Осталась та же оболочка: обложка, стиль, манера исполнения, лексика; но содержание пропало.
В «2004» вы услышите бесконечные заигрывания с формой и музыкальные цитаты из южного хип-хопа первого десятилетия нового века, что отсылает нас непосредственно к названию релиза. Скриптонит также использует аллюзии на собственное творчество. Так, например, сэмпл из «Танцуй сама» появляется в «Не твое», а «На должном» в «Сердцах из железа».
Тексты Скриптонита тоже построены на отсылках к основам хип-хоп-культуры. Тут и «Шуг», эксплуатирующий образ легендарного продюсера Шуга Найта, и упоминание суперхита «CoCo» в «Москва любит...». Атмосфера, большинство идей тоже пришли в этот альбом прямиком из 2004.
В итоге получилась хорошая стилизация с кучей игр для посвященных. Однако ради концептуальности Скриптониту пришлось пожертвовать многими козырями из своих рукавов. Или же, наоборот, скрыть дефицит таковых сложной формой? Скорее второе. Еще до начала прослушивания релиза вашего рецензента смутило количество скитов и интерлюдий. Адиль всегда делал не очень понятно, но никогда не стремился самостоятельно объяснять свои работы, не так ли? А тут столько костылей, да каких... Опасения оправдались: альбом получился не то, чтобы плохим, но простецким. Такая вот пустышка в красивом фантике.
Данила Головкин