Евгений Гришковец неожиданно возродил свой музыкальный проект с группой «Бигуди». С 2012 года они не выступали и не записывались вместе. Электронная группа «Бигуди», несмотря на свой очевидный потенциал, так и не отметилась за это время какими-то внятными творческими достижениями. Гришковец же посотрудничал с группой «Мгзавреби», но эта коллаборация была не слишком органичной, так как глуховатые размышления писателя плохо сочетались с грузинскими распевами. Евгений вернулся к своим литературно-театральным делам, надолго забыв о музыке.
Реюнион проекта «Гришковец + Бигуди» случился, как ни странно, потому, что о некоторых важных вещах Евгений не мог сказать в театре и книгах. Ну то есть мог, но не в столь концентрированном, ёмком и быстром по способу доставки к аудитории виде. Поэтому - музыкальная форма. Евгений Гришковец и раньше, и сейчас подчёркивал значимость для проекта музыки Максима Сергеева, но публика не слишком её замечала - как в кино, когда саундтрек кажется естественным фоном происходящего. Скорее всего, так случится и с новым мини-альбомом, а это значит, что музыкальная составляющая диска точно дополняет текстовую.
Но на первом плане, конечно, голос и мысли Евгения Гришковца, особенно в начале пластинки. Она открывается треком «Демоны», в котором драматург рассуждает о злорадстве и самодовольстве. Узнав о терактах в Европе или пожаре Нотр-Дам-де-Пари, лирический герой, в данном случае тождественный автору, наряду с ужасом и сочувствием испытывает подленькую злобную мысль: «а чего вы хотели... сами виноваты... так вам и надо...» Он, считающий себя порядочным человеком, содрогается от того, что позволил себе так подумать, копается в собственной тьме, чтобы найти источники злорадных чувств, отгоняет их - но после следующего сообщения о чужой беде они опять возвращаются. Терзаниям автора-героя сопутствует красивая, сосредоточенная и тревожная музыка, а манера Гришковца немного суетливо и с избыточной обстоятельностью говорить об одном и том же в данном случае оказывается вполне оправданной, ведь ситуация повторяется. Кстати, на своём сайте Евгений рассуждает об этой композиции и её истоках ещё подробнее - хотя посыл песни вполне ясен и без дополнительных объяснений.
«Письмо другу» выходило до альбома отдельным синглом, совпав - вероятно, случайно - с судами по «московскому делу». На самом деле это личная история, которая, однако, тоже актуальна для многих. Евгений вспоминает, как в детстве пытался дружить с мальчиком, чей отец сидел в тюрьме. И не смог, ибо каждую секунду не мог забыть о преступном родителе одноклассника. Теперь автор пишет бумажное письмо другу в тюрьму, точно зная, что тот невиновен и осуждён несправедливо, подбирает слова и интонацию, стыдясь за ту историю из детства. «Да, у меня действительно сидит друг в тюрьме – и не один. У меня сейчас восемь адресатов, которым я пишу в тюрьму», - уточняет Гришковец.
В третьем треке «Кто здесь вспомнит нас?..» музыканты отвлекаются от болезненных тем, предлагая нежность, мелодичность и девичий вокал, принадлежащий Наталье Евгеньевне Гришковец. Участие дочери Евгения заметно расширяет творческую палитру проекта - Наташа будет участвовать и в концертах, исполняя, в частности, «На заре», которую Гришковец записывал с группой Brainstorm.
Финальная композиция «Мы расходимся по домам» с её ненапряжной философией, лёгкой грустью и усталым оптимизмом - практически идеальная «прощалка» для этого короткого. но насыщенного альбома.
Алексей Мажаев