«Проблемный», «тяжелый», «со специфическим характером», «неуправляемый»… По подобным характеристикам нетрудно догадаться, что руководитель или коллеги не уверены, что сотрудник вписывается в коллектив. Что делать, если этот сотрудник — вы? И как быть тем, кого раздражает их собственный подчиненный?
С детства мы привыкли слышать, что трудности закаляют характер. То есть характер — это хорошо, а вот бесхарактерных людей, как правило, не любят. Вроде все так, но потом вдруг выясняется, что вы «с характером», и это не то чтобы комплимент. Никакой конкретики, правда, часто добиться так и не удается.
Смутные ощущения
Обычно такими словами руководители и коллеги описывают сотрудников, не разделяющих их «представление о прекрасном» — о том, как надо работать, общаться с клиентами и так далее, или просто непохожих на них.
«Я ждал от тебя большей инициативности» — еще одна фраза, способная поставить сотрудника в тупик, особенно если задача была выполнена, и в срок. Причем объяснить, в чем должна была выражаться эта «инициативность», начальник способен далеко не всегда.
Фразами о том, что человек не подходит, не вписывается в коллектив, коллеги и руководство часто маскируют свое субъективное и необъяснимое нежелание с ним работать. Или, хуже того, свои предрассудки — например, по отношению к женщинам, представителям других национальностей или возрастным сотрудникам. Никакой конкретики, никаких фактов, никакой адекватной обратной связи — сплошные чувства. Подобные формулировки — отличный способ избавиться от сотрудника, даже если он хорошо выполняет работу.
К сожалению, таким человеком может стать каждый — просто потому, что задает «неудобные» вопросы. Или предлагает что-то новое, особенно если в компании царит дух консерватизма. Пытается отстаивать свою точку зрения. «Слишком груб в переписке» и «не умеет общаться с клиентами», тогда как на деле просто не расшаркивается, а сразу переходит к сути вопроса, экономя свое и чужое время.
Проблема с подобными ярлыками в том, что это не просто слова. То, как сотрудников воспринимают в коллективе, напрямую влияет на то, кого повысят, а кого при случае уволят. Конечно, этого может и не произойти: если сотрудник показывает отличные результаты, его продолжают «держать» в компании.
На вас навесили ярлык. Что делать?
Как поступить человеку, оказавшемуся в положении «изгоя»? Вариантов развития событий несколько.
- Первый — начать подстраиваться, пытаться «вписаться» в коллектив, приняв негласные правила игры. Устраивать «обмен любезностями» в переписке с клиентами, узнавая, как у них дела и желая хороших выходных. Ходить на корпоративы, если раньше вы по каким-то причинам их избегали. Начать разделять точку зрения руководства на определенные проблемы и ситуации.
- Второй — ничего не менять в поведении, особенно если вы уверены, что ведете себя адекватно и хорошо справляетесь с задачами. Но надо понимать, что подняться по карьерной лестнице в этой компании едва ли получится.
- Третий — уходить. Это просто не ваши место, компания, коллектив. Правда, если увольняться приходится снова и снова, впору задуматься.
По ту сторону баррикад
Что делать тем, кто испытывает личную неприязнь к тому или иному сотруднику? И как быть, если этот сотрудник многое делает для компании?
В первую очередь, честно признаться себе: к этому человеку вы испытываете негативные чувства. Во-вторых, постараться разобраться, что именно вызывает такое сопротивление, чем этот человек вас так раздражает.
Возможно, он или она напоминает вам персону из прошлого — кого-то не слишком приятного, с кем был конфликт. Тогда, очевидно, дело не в нем, а в предыдущем неприятном опыте. Если так, то можно попробовать сократить общение с этим подчиненным или коллегой, сведя его строго к решению рабочих вопросов.
Но, возможно, для неприязни есть вполне адекватные причины: например, сотрудник постоянно срывает сроки либо пускает сплетни или пытается «подсиживать» других. В таком случае, возможно, речь действительно о токсичном коллеге, отравляющем атмосферу в коллективе, и тогда с таким человеком лучше расстаться. Это, как говорится, уже совсем другая история.
Полина Франке