Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Сложная задача – наслаждаться повседневностью

Мне неуютно. Очень неуютно «здесь и сейчас», в собственной жизни: политический климат тяжелый, экономический кризис идет на очередной виток, состояние окружающей среды пугает, в детском саду опять новая воспитательница, к которой надо привыкать. Кажется, мы постоянно ходим по краю… Как тут наслаждаться текущим моментом? Если честно, я способна «быть в настоящем» лишь пару раз в день, к примеру утром, когда дети уже на занятиях, кофе сварен, а новостную ленту я еще не обновила. Обожаю эти десять минут, когда можно просто посидеть в углу дивана… И пусть полки книжных магазинов ломятся от изданий, призывающих «жить лучше здесь и сейчас». Я прохожу мимо, потому что искренне не понимаю, как жить тем, что есть у меня сегодня, сейчас, и одновременно с этим не захлебываться тревогой. Почему же мне так сложно быть в настоящем, в единственной данной человеку реальности? Одна из причин — чисто физиологическая: мозг к этому просто не приспособлен. «У нас нет специального органа, чтобы воспринимать данное мгновение времени, в отличие, к примеру, от вкуса или запаха», — сообщает нейробиолог Пьер Бюзе (Pierre Buser)*. Чтобы осознать течение времени, мы смотрим на часы, которые на самом деле показывают просто цифры. Мы же воспринимаем время совсем по-другому: час в стоматологическом кресле кажется вечностью, а неделя в отпуске — одним мгновением. Более того, мы склонны расширять настоящее, невольно окрашивая его только что произошедшим и тем, что вот-вот случится, — точно так же, как мы соединяем отдельные ноты в аккорды и мелодию. Возникает ощущение, что настоящее ускользает от нас, не дается в руки и, пока мы произносим, что надо бы им насладиться (и конечно, повесить картинку в Facebook), оно уже прошло безвозвратно…

Четвертое измерение

Выражение «здесь и сейчас» — калька с «hic et nunc». Латинский вариант использовался не философски, а вполне утилитарно: для указания на то, что нечто (к примеру, выплата долга или капитуляция) должно произойти немедленно, не сходя с места. Если же мы говорим о своей жизни, то она поневоле происходит «здесь и сейчас» (если у нас пока нет клона или машины времени). При этом по-настоящему осознать и почувствовать себя живущим в данное мгновение нам удается редко: это чувство — привилегия детства. «В картине мира пяти-шестилетних детей нет прошлого и будущего, оттого они так непосредственны, спонтанны и свободны, — поясняет гештальт-терапевт Мария Андреева. — Подрастая, они начинают выстраивать причинно-следственные связи. Постепенно появляется ответственность, а также ограничения и требования по отношению к самому себе». Вечером ребенок рассказывает о том, что было днем, потом понимает, что к завтрашнему выступлению в детском саду нужно подготовиться сегодня… Так взрослая жизнь постепенно входит в детскую. Но у взрослых есть шанс вновь испытать чувство свободы, беззаботности, вневременной полноты бытия: в моменты счастья, увлекшись игрой или даже просто глядя на море или на огонь. Обычное бремя взрослого — держать в голове планы на день, на неделю, на месяц, анализировать прошлые ошибки и готовить будущие достижения, извлекать опыт и предвидеть трудности… «Для взрослого человека думать только о настоящем было бы безответственно, инфантильно, по-детски», — говорит Мария Андреева. Не зря ведь мы не одобряем тех, кто живет сегодняшним днем, — им не хватает масштаба, перспективы, цели.

Тогда я задаю гештальт-терапевту главный вопрос — что же означает вожделенное «жить в настоящем» для меня, 38-летней женщины, матери двоих детей? И получаю простой ответ: «Эмоционально и осознанно проживать то, что происходит с вами. Быть доступной для собственных эмоций, не отмахиваться от огорчений, не откладывать неприятные чувства „на потом“ и не запрещать себе радоваться. Жить тем, что есть, каждое мгновение…»

Джон Кабат-Зинн «Куда бы ты ни шел — ты уже там»

Осознать настоящее и защитить себя от влияния прошлого и будущего помогает медитация. В книге собраны практические рекомендации для самостоятельных занятий, предназначенные и для начинающих, и для продвинутых любителей восточных практик (Класс, 2001).

Практика присутствия

Ага, я понимаю, о чем идет речь. Американский психолог Эллен Лангер (Ellen Langer) вообще считает, что внимание, осознанность-то, чего нам больше всего не хватает, чтобы чувствовать себя живыми. Если мы смотрим вокруг открытым, внимательным, непредвзятым взглядом, то можем увидеть мир «как в первый раз»; если приложим усилия, чтобы вглядеться, то заметим новые оттенки, запахи и звуки, маленькие изменения, возникшие возможности. Автоматизмы же, наоборот, отключают наше сознание от реальности: мы ведем машину на дачу, чистим картошку или идем по знакомой улице «на автопилоте», думая при этом о чем-то другом.

http://www.psychologies.ru

765


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95