История этого фильма началась 75 лет назад, когда Иосиф Сталин высказал мнение о том, что советским зрителям не хватает смеха. Исполнять наказ вождя пришлось молодому режиссеру Григорию Александрову, который в 1934 году снял первую в СССР музыкальную комедию — «Веселые ребята». Несмотря на критику, фильм вошел в золотую коллекцию мирового кинофонда. «
В 1932 году режиссер Сергей Эйзенштейн, его помощник Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ вернулись из трехлетней поездки по Западной Европе, Америке и Мексике, в которой знакомились с достижениями буржуазного кинематографа. Некоторое время спустя Александров оказался в гостях на даче у Максима Горького. В этот день к советскому писателю на чаек пожаловал сам Сталин, который сильно заинтересовался зарубежной экспедицией молодого человека и с большим удовольствием выслушал его рассказ. У вождя сложились весьма хорошие впечатления от услышанного, и в конце встречи он заметил, что советскому народу в отличие от западного не хватает бодрого и жизнерадостного кино. И он попросил Горького «помочь расшевелить талантливых литераторов, мастеров смеха в искусстве». Естественно, тут же было созвано экстренное совещание с участием ведущих сценаристов и режиссеров, после которого все бросились работать над комедиями. Руководитель киноглавка Борис Шумяцкий, мечтавший создать «советский Голливуд», предложил Григорию Александрову снять на пленку очень популярный спектакль «Музыкальный магазин». Хит ленинградского мюзик-холла на музыку Исаака Дунаевского поставил Леонид Утесов, с которым и поспешили встретиться режиссер Александров и два сценариста — Эрдман и Масс.
Через два месяца сценарий под названием «Пастух из Абрау», в котором от спектакля остался только главный герой Костя Потехин, был готов. Но приключения пастуха-музыканта очень не понравились партийным идеологам. Была создана целая комиссия, на которой обсуждали, допустить к запуску сценарий или нет. Обвинения были разные. От невинных: «Подставьте английские имена, и получится настоящая американская комедия» до серьезных: «Этот сценарий — политическая ошибка». Вердикт комиссии был предсказуем: «Пастух из Абрау» неприемлем для запуска в производство«. Но молодому режиссеру «протолкнуть» сценарий помог Максим Горький, и вскоре вся съемочная группа отправилась в Гагры.
Александров долго не раздумывал, кого пригласить на роль пастуха. Очень популярный в те годы Леонид Утесов на съемки согласился сразу же. А вот чтобы найти актрису на роль главной героини, режиссер пересмотрел сотни девушек. Он даже ездил в подмосковный колхоз, в котором трудилась красавица трактористка, прекрасно поющая и танцующая. Но ее не отпустил на съемки председатель, так как начиналась посевная. Автор будущей комедии уже отчаялся найти нужную актрису, когда ему посоветовали сходить на спектакль в музыкальный театр и посмотреть Любовь Орлову. Александров был покорен этой женщиной, и сомнений, кто именно будет играть Анюту, у него не осталось.
Александров, работая над картиной, очень много экспериментировал и использовал опыт, приобретенный в заграничной поездке. Например, он решил снимать музыкальные моменты комедии, как на студии Диснея: сначала записать фонограмму, а затем — действие. Правда, с заглавным маршем фильма у режиссера возникли проблемы. Дунаевский написал великолепную музыку, а вот стихи к ней никак не получались. За помощью обратились к читателям одной из самых популярных газет страны, но ничего путного из этого не вышло. В результате Утесов в начале фильма пел то, что пришло ему в голову: «А ну, давай, поднимай выше ноги. А ну, давай, не задерживай, бугай». Позднее, когда Лебедев-Кумач написал свои знаменитые стихи «Легко на сердце от песни веселой», начальную сцену пастуха, идущего во главе стада и поющего песню, пришлось переозвучивать.
Одними из самых сложных оказались съемки с животными. По сценарию стадо Кости Потехина врывалось в богатый дом, съедало и выпивало все, что было приготовлено для банкета. Сначала решили поэкспериментировать с поросенком. Налили ему в миску коньяк, ткнули носом. Он тут же вылакал приличную дозу и стал хулиганить так, как нужно: пошатываясь, ходить по столу и скидывать тарелки. Окрыленные удачным опытом, киношники решили проделать то же самое с быком. Налили ему полведра водки и стали ждать. Чемберлен — именно так звали рогатого актера — противиться угощению не стал. Но оказалось, что в пьяном виде животное ведет себя буйно. Бык сорвался с привязи, стал гоняться за людьми, повалил ларек и забодал мирно стоящий мотоцикл. Помог деятелям искусства старый ветеринар, который посоветовал добавить в водку брома. Бык был пьяным, чего и добивался режиссер, но спокойным.
«Джаз-комедию» — еще одно название картины — смонтировали быстро. Пресса ее тут же окрестила «апофеозом пошлости, издевательством над музыкой, зрителем и искусством». Тогда Горький, которому комедия очень понравилась, организовал просмотр для Сталина и членов Политбюро. Начальство было в восторге, а вождь даже произнес: «Как будто в отпуске побывал!» Так судьба фильма была решена. «Веселые ребята» стали безумно популярны не только в СССР, но и на Западе. Много лет спустя ЮНЕСКО выпустило подборку «Лучшие комедии мира», в которую вошли сцены из разных картин со всего света, в том числе и знаменитая музыкальная драка из «Веселых ребят».
Советские фильмы, покорившие Запад
«Броненосец «Потемкин», 1925
«Потемкин» имел оглушительный успех у нас в стране. Но и на Западе о картине Эйзенштейна говорили исключительно как о шедевре. Американская академия назвала «Броненосец» лучшим зарубежным фильмом 1926 года. А критики разных стран сравнивали картину с музыкой Бетховена и просили присудить ее создателю Нобелевскую премию.
«Летят журавли», 1957
В Советском Союзе каждый показ «Журавлей» сопровождался аплодисментами. Это единственная картина того времени, которая попала в лидеры кинопроката во Франции. Фильм посмотрели пять с половиной миллионов французских зрителей. «Летят журавли» собрал самые престижные награды кинофестивалей:
«Иваново детство», 1962
«Иваново детство» — первая полнометражная картина выпускника мастерской Михаила Ромма Андрея Тарковского. В СССР новое видение войны молодого режиссера приняли на удивление тепло. И отпустили картину на фестиваль в Венецию, где случился настоящий триумф. Тарковский получил там главную премию — «Золотого льва».
«Москва слезам не верит», 1979
Этот фильм у нас любят и смотрят до сих пор. В 1980 году картина собрала множество международных наград. Например, гильдия прокатчиков США назвала его лучшим иностранным фильмом года. «Москва слезам не верит» победила на нескольких кинофестивалях и получила самую престижную и желанную киностатуэтку в мире — «Оскара».
Тамара Астапенкова