Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Смотрите, кто пришёл

Сегодня в США — одна из самых ожидаемых кинопремьер года. Выходит на экраны четвёртая часть культового киносериала «Терминатор».

«Терминатор-4: Да придёт Спаситель» — уже без Арнольда Шварценеггера и тем более без Линды Гамильтон. И снимал этот фильм вовсе не Джеймс Камерон.

Что же осталось от легендарного кинопроекта?

Зрительский интерес в любом случае обеспечен. Посмотрю четвёртую часть и я: любопытно, имеет ли она хотя бы минимальную ценность. Рекламные ролики уже полгода обещают тёмное будущее, лязг металла, сильную задымлённость и не менее сильные характеры.

Предыдущая, третья часть, с «подзаголовком» «Восстание машин», вышла в 2003 году и для многих стала разочарованием. Но там хоть был Шварценеггер.

Стоит ли до бесконечности «выжимать» — исключительно из коммерческих соображений — старые, сколь угодно гениальные идеи?

Две первых части вошли в «золотой кинофонд всех времён и народов».

Вспомним рождение легенды.

***

Первая часть «Терминатора» вышла в 1984 году. Дебютный суперпроект, «визитная карточка» режиссёра Джеймса Камерона, с которого и началась его слава. До этого фильма он снял только посредственный ужастик «Пираньи-2», который помнят нынче лишь отчаянные камероновские фанаты. Начиная с «Терминатора», человек взялся за своё дело, заодно спася актёра-культуриста Шварценеггера от прозябания в фильмах-сказках (ну хорошо, фэнтези) про геркулесов, конанов и рыжих сонь — см. фильмографию Арнольда.

Культовый триллер, давший миру новый символ абсолютного зла, буром прущего сквозь жалкие преграды, чинимые ему теплокровными, вызвал массу никчёмных подражаний. Превзойти же его смог только сам создатель, сняв в 1991 году вторую часть.

Нужно ли напоминать кому-то сюжет? Впрочем, большинство нынешних завсегдатаев Интернета в 1984 году даже и не родились.

Итак: Сара Коннор, простая американская официантка, не подозревала о своей великой исторической миссии, пока на неё не было совершено покушение, и только странный незнакомец (его играет Майкл Бьен) спас её от неминуемой смерти. Отныне им вместе предстоит спасаться от нечеловечески сильного и практически неуязвимого убийцы. От своего спасителя Сара узнаёт невероятную правду: и тот и другой прибыли сюда из будущего ради неё, а точнее — ради её ещё неродившегося сына, которому предстоит стать лидером человечества в грядущей войне людей и машин. Причём убийца — это робот, «замаскированный» под человека…

Ваш покорный слуга впервые посмотрел «Терминатора» в 1988 году, в видеосалоне «Погребок» на Старом Арбате. Предприимчивые люди открывали такие видеосалоны в каждом мало-мальски подходящем помещении — в жэках, библиотеках, домах пионеров и культуры, институтах, интернатах и так далее. Домашний видеомагнитофон тогда был весьма редким явлением.

***

Продолжение, «Терминатор-2: Судный день», вышло в 1991 году и появилось в России (СССР к тому времени уже приказал долго жить) куда более оперативно — на пиратских кассетах, разумеется.

Сделав к этому времени ещё два суперпроекта — «Чужих» и «Бездну», Джеймс Камерон приступил к сиквелу «Терминатора» во всеоружии.

Выполненный практически безупречно, «Терминатор-2», по-моему, остаётся недосягаемым образцом зрелищного кино вообще и фантастического в частности. Это при том, что, как известно, «техника шагнула далеко вперёд». Вот и плохо, что шагнула. В конце 80-х и начале 90-х компьютерная графика стоила дорого, и применяли её в Голливуде строго аккуратно и к месту. «Терминатор-2» в этом плане — образец. Интересующимся рекомендую «Бездну» того же Камерона, вторую и третью часть «Назад в будущее» (ещё один культовый сериал) и «Смерть ей к лицу» Земекиса, да, пожалуй, и «Парк юрского периода» Спилберга.

Сюжет опять-таки, наверное, всем известен. Машины предпринимают новую попытку изменить прошлое: для убийства сына Сары Коннор, Джона (Эдвард Ферлонг, отлично сыгравший эту роль, к сожалению, так и не стал выдающимся актёром), в наше время отправляется новый робот (Роберт Патрик), ещё более совершенная модель, способная принимать любую Форму, поскольку состоит из жидкого металла, обладающего разумом. Людям в свою очередь снова удаётся послать защитника, но это не человек, а перепрограммированный «устаревший» киборг — такой же, какой пытался в своё время убить Сару…

Помимо всего прочего фильм подарил миру одну из самых знаменитых кинофраз: «I’ll be back».

***

А вот третью часть пришлось ждать 12 лет.

Почему так долго?

Слишком много проблем образовалось после выхода второй части, будто сама судьба противилась съемкам продолжения (и ведь неспроста).

Студия «Каролько», на которой снимались «Т2» и почти все чемпионы кассового проката начала 90-х, от «Вспомнить всё» с тем же Шварценеггером до «Основного инстинкта» (оба фильма снял Пауль Верховен, в обоих играла Шэрон Стоун, но это к слову), к середине десятилетия ухитрилась разориться. Жирную точку в ее судьбе поставил режиссёр Ренни Харлин со своих провальным «Островом головорезов».

После этого заварилась какая-то мутная каша с авторскими правами, и стало ясно, что третья часть будет очень и очень нескоро, если будет вообще.

Главная причина эдакой непокладистости судьбы, конечно, в том, что сам отец-основатель, Джеймс Камерон, категорически не хотел снимать третью часть (не говоря уже о четвёртой). «Терминатор-2» завершался монологом старой Сары Коннор, вспоминавшей в далёком, спасённом ею и её сыном будущем «минувшие дни и битвы, где вместе рубились они». На экранах мы этого так и не увидели, ибо зрители на предварительном просмотре сказали такому завершению гневное «фэ». Они требовали продолжения банкета, и их можно понять. (Во всех публикациях по теме особо указывается, как это разозлило Камерона.)

Тем не менее в прокат ушёл вариант фильма безо всякой Линды Гамильтон в «возрастном» гриме; эта компромиссная версия заканчивалась, если помните, летящей под колеса машины ночной дорогой с жёлтой разметкой, каковая дорога символизировала жизненный путь, судьбу, которую мы сами творим, и прочая.

Даже в «расширенном» варианте, выпущенном в 1993 году, куда вставлены неизвестно с какого бодуна вырезанные в прокатной версии великолепные эпизоды, финал остался прежним, обнадёживающим (в том числе и на третью часть).

Тем не менее, повторим, Камерон от проекта, мягко говоря, отстранился. Через три года он снял превосходный комедийный боевик с тем же Шварценеггером «Правдивая ложь», потом ещё три года занимался «пресловутым, слащавым» и так далее «Титаником», а потом и вовсе ушёл в подводный научпоп, соблазнённый русскими учёными с «Мстислава Келдыша».

С тех пор и доныне культовый режиссер снимает стереоскопические научно-популярные фильмы о подводном мире (впрочем, сейчас вроде бы заканчивает съёмки очередного художественного, фантастического, под названием «Аватар»; информация в Сети обнадёживающая).

Итак, начиная с третьей части, Джеймс Камерон к «Терминатору» отношения не имеет — разве что как владелец торговой марки, в качестве какового и получает положенные дивиденды. Выбыла из «игры» и Линда Гамильтон, кстати, несколько лет бывшая супругой режиссёра. В проекте, таким образом, остался только сам Шварц и ещё несколько второстепенных персоналий, вроде психиатра. Ну и что хорошего из этого, я вас спрашиваю, могло выйти?

Вся суть первых двух серий — предотвращение угрозы гибели человечества в развязанной компьютерами ядерной войне. Кошмары Сары Коннор, с этими горящими каруселями и детьми из золы, рассчитаны именно на душевный трепет зрителя: «неужели в самом деле все сгорели карусели»?.. Не бывать этому! А вот создатели «Т3» и «Т4» с ухмылкой заявляют: все ваши потуги, уважаемая Сара, напрасны — будет ядерная война, никуда не денется!

Третья часть, снятая из чисто коммерческих соображений, не смогла предложить зрителям ничего принципиально нового не только в плане сюжета и характеров, но даже, как это ни странно, в области спецэффектов. Что в этом плане покажет четвёртая часть?..

Возможно, будет ещё много серий про борьбу Джона Коннора с машинами в постапокалиптическом будущем. Сериал «по мотивам», не больше. (Есть, кстати, и чисто телевизионный сериал — «Хроники Сары Коннор», но я его не смотрел.) И, напомню, безо всякого Шварценеггера.

Может, следовало бы всё-таки вернуть Арнольда — хотя бы в виде цифровой копии? В качестве же прототипа виртуальной модели хорошо бы взять ТОГО Шварценеггера, хотя бы из начала 90-х. Это и будет желанная для любого «вечная жизнь в искусстве»…

Что ж, как бы там ни было, всегда можно заправить в плеер диск с «Терминатором», а затем и с «Терминатором-2». Год 91-й, начало июля… «Все ещё живы, все ещё живы, все, все, все…»

А премьера четвёртой части в кинотеатрах России — 4 июня.

Посмотрим?..

Ваш Роман Олегович Иванов

753


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95