Управленцы, увлеченные теоретическими построениями при внедрении ФГОС, похоже, окончательно оторвались от образовательной реальности. Не то что поинтересоваться экспертными позициями самих педагогов по ряду вопросов — они даже не пытаются обеспечить понимание того, что требуют. Учитель пишет:
«Подскажите, пожалуйста, как зафиксировать „социальную эффективность мероприятий дополнительного образования детей непедагогическими методами“? Это дословная формулировка чиновника. В чем социальный эффект того, что дети заняты рисованием, лепят из глины, девочки заняты рукоделием? Наверное, он в том, что в ходе занятий дети развивают свои личностные качества, творческие способности, а это высшая форма деятельности человека, исключительно важная для общества. Только как результат развития творческих способностей выразить в цифрах и диаграммах?
Вот мы проводили областной конкурс „Полет к звездам“, на который пришло 707 работ. А как описать социальный эффект данного конкурса? Или социальный эффект хореографического фестиваля или фестиваля моды?»
На прошедшей недавно весенней конференции «Эврика — Авангард-2013» Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», говорил:
— Мы вступили в социальный этап развития образования, когда инновационная деятельность аргументируется прежде всего успешностью социализации выпускников... Важно понимать, в каких социально-политических условиях будет проистекать жизнь наших выпускников через 10 лет. Поэтому главным вызовом на сегодня является индивидуализация образования в массовой школе.
Итак, запрос на социальность образования сформулирован явно, хотя проблема не новая: результаты обучения у ребенка высокие, а социальных навыков практически никаких. Традиционно это разделение устраивает учителей, и кто не восклицал перед классом: «Вы сюда учиться пришли или общаться?» Но теперь у нас «социальный этап»: общаться и учиться надо одновременно.
Конечно, «социальный» — неконкретное слово. Мы можем предположить, например, что ребенок (воображаемый модернизаторами) учится сам, идет по индивидуальному маршруту, а в школе вступает в коммуникацию по поводу образования своего и других детей. Хорошо бы. Однако описать социальную эффективность надо прямо сейчас.
Чисто технически — это освещение в СМИ, в том числе школьных, на сайте или в газете. Содержательно — рефлексивные записки участников «по следам» события: как я изменился, в чем продвинулся, наметились ли перспективы. По идее формула «чем индивидуальней, тем общественней» должна заработать.
Ольга Фролова