Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Соловки

Соловки

Посещать Соловецкие острова лучше всего осенью, во второй половине сентября: нет комаров и туристов.

Быстрее и удобнее всего добираться до островов на самолёте: в девять утра — регистрация в Шереметьево-1, в три часа дня — уже обед в соловецком кафе. Иной раз из Москвы до подмосковной дачи случается добираться дольше. В Архангельске нужно пересесть с реактивного самолёта на Ан-24.

Так с самолёта выглядит дельта Северной Двины:

Главное место архипелага и первое, что видят прибывшие по морю — причал в бухте Благополучия, напротив Соловецкого монастыря. Но в первую очередь внимание привлекает не монастырь, а, скорее, сгоревшая несколько лет назад гостиница.

Её кирпичный остов — словно памятник, который никто специально не ставил, но который очень уместен там, в пейзаже бухты, рядом с монастырём. Когда гостиницу отремонтируют, это место уже не будет прежним.

На архипелаге есть один посёлок и несколько монастырей, разбросанных по Большому Соловецкому острову и прилегающим островам. Круглые сутки над посёлком не умолкает рокот, похожий на работу вертолётного винта, и ветер разносит его на несколько километров вокруг. Это — местная электростанция, работающая на дизельном топливе. В гнилой деревянной градирне сливают кипяток:

До революции, у монахов имелась гидроэлектростанция, работавшая на разнице уровня воды в Святом озере и Белом море. В наши дни станция — памятник архитектуры:

Телефонная связь с материком осуществляется по радио — и, судя всему, с помощью военной связной техники. В местном почтовом отделении можно очень дёшево позвонить в любой город, оплата — после разговора.

Соловецкий кремль, построенный из огромного размера гранитных валунов, выходит одной своей стеною на Белое море,

а другой — на Святое озеро:

Во времена ГУЛАГа Святое озеро переименовали в «Трудовое», а на храм вместо крестов поставили звёзды. Немногое сейчас напоминает о тех временах:

Улицы в посёлке сами не знают, как их зовут,

а лагерные бараки приспособлены под насущные нужды:

Размеры Большого Соловецкого острова — где-то 20×15 километров, характерная длина всех дорог не превышает 20 км, поэтому велосипед — довольно удобный вид транспорта. Я достал велосипед напрокат на другой день после своего прибытия и поехал смотреть Муксалминскую дамбу, соединяющую два самых крупных острова архипелага.

С самолёта дамба смотрится так:

А с земли вот эдак:

Говорят, что Соловецкие острова до революции являли собой техническое и экономическое чудо (в теплицах выращивали чуть ли не арбузы). Муксалминская дамба — полтора километра насыпи по морскому дну из больших гранитных глыб — построена безо всякой строительной техники. С учетом суровых местных условий этот проект по сложности сравним, наверное, с постройкой египетских пирамид.

Дороги во времена расцвета монастыря тоже удивляли приезжих своим совсем не характерным для России качеством. В наши дни ситуация изменилась: один раз мне довелось провалиться в болото выше колен. Везде стоят аккуратные верстовые столбики, но цифры с указанием вёрст уже стёрлись.  

Зато со всех сторон — чудесные озёра, на берегу каждого из которых хочется посидеть, каналы, по которым хочется поплавать на лодке.  

Церковь одинокого скита на Секирной горе видна издалека.  

И кругом — красота, на которую не хватит никаких флэш-карт в фотоаппарате и никакого Интернета:

Основной недостаток поездки осенью, впрочем, в том, что уже свёрнута вся туристская инфраструктура. В Кремль можно зайти, но экспозиции музея Соловецкого монастыря и ГУЛАГ-овского лагеря уже не работают.

Ещё один взгляд на Святое озеро —

и самолёт уносит за облака, через Белое море.

Продолжение следует…

863


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95