Соловки
Посещать Соловецкие острова лучше всего осенью, во второй половине сентября: нет комаров и туристов.
Быстрее и удобнее всего добираться до островов на самолёте: в девять утра регистрация в Шереметьево-1, в три часа дня уже обед в соловецком кафе. Иной раз из Москвы до подмосковной дачи случается добираться дольше. В Архангельске нужно пересесть с реактивного самолёта на Ан-24.
Так с самолёта выглядит дельта Северной Двины:
Главное место архипелага и первое, что видят прибывшие по морю причал в бухте Благополучия, напротив Соловецкого монастыря. Но в первую очередь внимание привлекает не монастырь, а, скорее, сгоревшая несколько лет назад гостиница.
Её кирпичный остов словно памятник, который никто специально не ставил, но который очень уместен там, в пейзаже бухты, рядом с монастырём. Когда гостиницу отремонтируют, это место уже не будет прежним.
На архипелаге есть один посёлок и несколько монастырей, разбросанных по Большому Соловецкому острову и прилегающим островам. Круглые сутки над посёлком не умолкает рокот, похожий на работу вертолётного винта, и ветер разносит его на несколько километров вокруг. Это местная электростанция, работающая на дизельном топливе. В гнилой деревянной градирне сливают кипяток:
До революции, у монахов имелась гидроэлектростанция, работавшая на разнице уровня воды в Святом озере и Белом море. В наши дни станция памятник архитектуры:
Телефонная связь с материком осуществляется по радио и, судя всему, с помощью военной связной техники. В местном почтовом отделении можно очень дёшево позвонить в любой город, оплата после разговора.
Соловецкий кремль, построенный из огромного размера гранитных валунов, выходит одной своей стеною на Белое море,
а другой на Святое озеро:
Во времена ГУЛАГа Святое озеро переименовали в «Трудовое», а на храм вместо крестов поставили звёзды. Немногое сейчас напоминает о тех временах:
Улицы в посёлке сами не знают, как их зовут,
а лагерные бараки приспособлены под насущные нужды:
Размеры Большого Соловецкого острова где-то 20×15 километров, характерная длина всех дорог не превышает 20 км, поэтому велосипед довольно удобный вид транспорта. Я достал велосипед напрокат на другой день после своего прибытия и поехал смотреть Муксалминскую дамбу, соединяющую два самых крупных острова архипелага.
С самолёта дамба смотрится так:
А с земли вот эдак:
Говорят, что Соловецкие острова до революции являли собой техническое и экономическое чудо (в теплицах выращивали чуть ли не арбузы). Муксалминская дамба полтора километра насыпи по морскому дну из больших гранитных глыб построена безо всякой строительной техники. С учетом суровых местных условий этот проект по сложности сравним, наверное, с постройкой египетских пирамид.
Дороги во времена расцвета монастыря тоже удивляли приезжих своим совсем не характерным для России качеством. В наши дни ситуация изменилась: один раз мне довелось провалиться в болото выше колен. Везде стоят аккуратные верстовые столбики, но цифры с указанием вёрст уже стёрлись.
Зато со всех сторон чудесные озёра, на берегу каждого из которых хочется посидеть, каналы, по которым хочется поплавать на лодке.
Церковь одинокого скита на Секирной горе видна издалека.
И кругом красота, на которую не хватит никаких флэш-карт в фотоаппарате и никакого Интернета:
Основной недостаток поездки осенью, впрочем, в том, что уже свёрнута вся туристская инфраструктура. В Кремль можно зайти, но экспозиции музея Соловецкого монастыря и ГУЛАГ-овского лагеря уже не работают.
Ещё один взгляд на Святое озеро
и самолёт уносит за облака, через Белое море.
Продолжение следует