Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Сошел не с ума, а с избитой колеи

Лев Толстой «Записки сумасшедшего». Размышления

Рассказ Льва Толстого «Записки сумасшедшего» показывает, что общество отторгает и признает ненормальным любого, кому становятся чужды его каноны, насколько бы низкими они ни были бы. 

 

Толстой намеренно избирает фабулу, в которой освидетельствование героя производят в начале, а чем дальше мы читаем, тем меньше видим причин видеть героя безумцем. Он лишь разочаровался в существующем общественном устройстве, полном корыстолюбия и безбожия.

 

«Мне мерзко стало. Я сказал, что не могу купить этого именья, потому что выгода наша будет основана на нищете и горе людей», – кардинально меняет линию поведения герой, прежде увлеченный выгодной скупкой земель, приращением собственности.

 

Подобные прозрения – не такая уж редкость. Собственно, автор основывается на собственном опыте. Можно вспомнить пример римского императора Диоклетиана, по природе умеренного и, устав от претенциозности положения правителя, отправившегося на родину заниматься хобби – выращиванием капусты.

Можно спокойно жить, руководствуясь одними стандартами, а потом ужаснуться и кардинально пересмотреть установки. В «Записках» Толстого мировоззрение героя ломает неожиданно нагрянувший на него в гостиничных номерах во время поездок ужас.

Подобную паническую атаку, «арзамасский ужас», пережил сам Толстой, поехав покупать очередное имение.

Сам факт резкого нервного расстройства говорит, что с человеком нечто не в порядке. Можно списать это на проявившийся психический недуг. А можно посчитать вскрывшимся в неожиданных обстоятельствах внутренним бунтом против неправедного характера жизни. В таком случае, от расстройства начинается движение к катарсису.

 

«Главное, истина того, что мужики так же хотят жить, как мы, что они люди – братья, сыны Отца, как сказано в Евангелии», – за невыгодные для окружающих мысли героя можно обвинить в излишней религиозной экзальтации.

 

Однако он лишь на базе доступного ему материала приходит к очевидной (увы, далеко не всем) мысли, что каждый имеет право на простое человеческое счастье, независимо от сословия, родовитости.

Почему же героя даже отправили на освидетельствование и признали подверженным аффектам?

Почему спокойно зрящих страдание других и потворствующих им во имя обогащения, напротив, не только признают полностью душевно здоровыми, а даже не ставят вопрос о возможных отклонениях.

В вывод вынесу цитату Бальзака:

 

«Там, где все горбаты, стройность становится уродством».

 

Ринат Камалиев

297


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95