Рассказ Льва Толстого «Записки сумасшедшего» показывает, что общество отторгает и признает ненормальным любого, кому становятся чужды его каноны, насколько бы низкими они ни были бы.
Толстой намеренно избирает фабулу, в которой освидетельствование героя производят в начале, а чем дальше мы читаем, тем меньше видим причин видеть героя безумцем. Он лишь разочаровался в существующем общественном устройстве, полном корыстолюбия и безбожия.
«Мне мерзко стало. Я сказал, что не могу купить этого именья, потому что выгода наша будет основана на нищете и горе людей», – кардинально меняет линию поведения герой, прежде увлеченный выгодной скупкой земель, приращением собственности.
Подобные прозрения – не такая уж редкость. Собственно, автор основывается на собственном опыте. Можно вспомнить пример римского императора Диоклетиана, по природе умеренного и, устав от претенциозности положения правителя, отправившегося на родину заниматься хобби – выращиванием капусты.
Можно спокойно жить, руководствуясь одними стандартами, а потом ужаснуться и кардинально пересмотреть установки. В «Записках» Толстого мировоззрение героя ломает неожиданно нагрянувший на него в гостиничных номерах во время поездок ужас.
Подобную паническую атаку, «арзамасский ужас», пережил сам Толстой, поехав покупать очередное имение.
Сам факт резкого нервного расстройства говорит, что с человеком нечто не в порядке. Можно списать это на проявившийся психический недуг. А можно посчитать вскрывшимся в неожиданных обстоятельствах внутренним бунтом против неправедного характера жизни. В таком случае, от расстройства начинается движение к катарсису.
«Главное, истина того, что мужики так же хотят жить, как мы, что они люди – братья, сыны Отца, как сказано в Евангелии», – за невыгодные для окружающих мысли героя можно обвинить в излишней религиозной экзальтации.
Однако он лишь на базе доступного ему материала приходит к очевидной (увы, далеко не всем) мысли, что каждый имеет право на простое человеческое счастье, независимо от сословия, родовитости.
Почему же героя даже отправили на освидетельствование и признали подверженным аффектам?
Почему спокойно зрящих страдание других и потворствующих им во имя обогащения, напротив, не только признают полностью душевно здоровыми, а даже не ставят вопрос о возможных отклонениях.
В вывод вынесу цитату Бальзака:
«Там, где все горбаты, стройность становится уродством».
Ринат Камалиев