Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Совсем другая «уловка»

Произведение Хеллера обзавелось новой экранизацией

Читать книги — занятие не только полезное, но иногда и невероятно весёлое. Как ни странно, множество произведений мировой литературы, от которых можно надорвать животы, — это книги о войне или её последствиях: «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны», «Глазами клоуна», «Он снова здесь» и, конечно же, «Уловка-22».

 

Такая тенденция не удивительна, ведь в сознании обычного, психически здорового человека война — это ужас, самый настоящий абсурд: представители одного вида истребляют друг друга... И ради чего! Некоторые даже считают, что смех является самым настоящим оружием против войны (как бы парадоксально это ни звучало) и наоборот.

Вспомните Чаплина и Гитлера. Что у них было общего? Правильно, усы. Но какие разные ассоциации они вызывали до 30-х, когда их «лицом» был величайший комик, и после — когда «лицом» стал фюрер, породивший обратный эффект. Правда, справедливости ради стоит отметить, что Чарльз Чаплин предпринял попытку отыграться, снявшись в фильме «Великий диктатор», но фильм сыграл свою роль гораздо позже.

Именно поэтому лучше и ярче всего войну удаётся показать в юмористических произведениях, ведь тот, кто умеет и любит смеяться, по-настоящему осознаёт трагичность этого страшного события. В том, что автор «Уловки-22» Джозеф Хеллер имеет прекрасное чувство юмора, никаких сомнений нет. Вопросы по поводу его отношения к войне также отпадают: Джозеф служил наводчиком бомбардировщиков на Корсике в 1944 году. Именно там он и встретил прототипа главного героя «Уловки» — своего сослуживца Фрэнсиса Йоханнена.

Это произведение, которое, безусловно, успело стать и классическим, и культовым, и бестселлером, как нельзя точно показывает стадии принятия войны совершенно здоровым человеком, которой этой войны попросту не хотел, молясь, чтобы она прошла мимо. Эти рваные отрывки, которые словно отдельные пазлы, выстраивают полную картину одного из полков ВВС США: нормы вылетов, голый солдат, марширующий задом наперёд, человек с именем Майор Майор Майор, итальянские женщины лёгкого поведения — всё это вызывает смех, улыбку или, как минимум, ухмылку на лице.

Но автор отводит нас, и мы видим уже не крупные планы, а общие: больше вылетов — больше смертей; солдат голый, потому что его одежда в крови сослуживца; Майор Майор Майор — это лишь малая часть огромной неработающей бюрократической системы; а женщины лёгкого поведения — не более чем способ отыграться за усталость на войне. К финалу забавная история про солдата со смешным прозвищем Йо-Йо превращается в трагедию национального масштаба, где смерть, семья, свобода не значат ничего по сравнению с гордостью и приказами, идущими из ниоткуда в никуда.

Конечно, с произведением стоит ознакомиться каждому, вне зависимости от его предпочтений, пола и возраста. Больше всего при ознакомлении с этим произведением нужно рассчитывать на своё чувство юмора, сострадание и «нравственную зрелость». Не исключено, что на выходе произведение может дать эффекта Михаила Задорнова, и вы попросту подумаете: «Американцы — тупые», но тогда вам лучше начинать с другой литературы...

Или вы можете посмотреть экранизацию этого романа. Обращаться к старой ленте 1970 года издания — затея весьма рискованная. И это вне зависимости от того, понравилась ли вам книга или её не удалось осилить. Сами по себе старые фильмы — весьма специфичная вещь, у которой существует своя, особенная аудитория. Многим представителям современного поколения попросту сложно воспринимать монтаж, актёрскую игру, шутки. Усложняет ситуацию построение первоисточника: каждая глава названа именем конкретного персонажа, и отчасти произведение строится по принципу прожектора, который среди всех персонажей, стоящих на сцене, покажет кого-то одного. А управляет этим прожектором сам Йоссариан. В фильме, к сожалению, сделать такого эффекта не получилось. Да, он был забавным, но не более. Во всём остальном это «не те» персонажи, «не то» место действия и «не та» история.

В 2019 году попытку сделать экранизацию этого произведения предпринимает не абы кто, а сам Джордж Клуни. На это раз заявлен не полнометражный фильм, а сериал. Возможно, каждая из серий станет конкретной главой? На фоне невероятного успеха смелого сериала «Любовь, смерть и роботы» такую попытку можно было бы предпринять. Но нет, создатели фильма идут стандартным путём и выпускают целиком сезон, состоящий из шести 50-минутных серий.

И, знаете, несмотря на то, что это типичный сериал, с типичными для сериалов актёрами и типичными ходами, уже несколько лет используемыми всеми без разбора шоураннерами (специалистами, которые обычно совмещают обязанности сценариста, исполнительного продюсера и редактора сценариевприм. ред.), «Уловка-22» получилась, и, более того, она обрела новое лицо. Только представьте, каждая серия — это самостоятельное произведение, придерживающееся канонов книги. К какой фабуле мы привыкли: плохо-замечательно-ужасно-хорошо (вспомните любую комедию с Джимом Керри) или хорошо-хорошо-хорошо-плохо (такая схема привычна для сериалов, которые на протяжении всей серии невероятно унылые и скучные, но в конце серии, дабы удержать зрителя, показываю неожиданный поворот). Сериал «Уловка-22» стал дикой смесью, благодаря которой мы перестаём понимать, что плохо, а что хорошо.

Финал каждой серии — это своя маленькая трагедия, которая позволяет иначе взглянуть не предыдущие 40 с лишним минут. Действительно ли весь этот абсурд был так забавен? Или это и есть настоящий ужас? Эту систему ты ловишь уже после просмотра первой серии. Однако следующая серия, как ни в чём не бывало, начинается с лучезарного дня, весёлой песенки и умиротворённого пейзажа. Вот только этот вид не означает, что всё хорошо. Он лишь показывает, что ничего не меняется, несмотря на смерть солдат, на новые вылеты, на ход всей войны в целом. Меняется только главный герой, а вместе с ним и восприятие зрителя.

Сериал, как и книгу, рекомендую каждому. Не хочется рассказывать про каст актёров, который, понятное дело, невероятно сильный. Не хочется проводить подробное сравнение книги, фильма и сериала — и так понятно, что это совершенно разные по своей структуре произведения. Но, к сожалению, передать те ощущения, которые испытываешь при просмотре «Уловки-22», нельзя. Именно поэтому сериал однозначно стоит посмотреть. Хотя бы, когда выйдет финал. А он точно выйдет, ведь сейчас то самое время, когда стоит вернуться к этим истинам.

Роман Морозов

512


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95