В период гражданской войны вся молодая советская Россия испытывала объективные материальные трудности. И все же, как и в любое время, даже самое смутное, люди нуждались не только в хлебе, но и в зрелищах – духоподъемных, вселяющих веру в завтрашний день. В то же время, творцам пищи духовной трудно было выполнять свою сакральную миссию, ведь им самим не хватало пищи насущной, крова над головой, приемлемых условий труда. Ситуация стала меняться с появлением Всерабиса – Всероссийского профсоюза работников искусства.
Объединение людей творчества в кружки сообщества единомышленников – явление довольно частое. Достаточно вспомнить «Могучую кучку», Товарищество передвижных художественных выставок, «Бубновый валет», «Гилею». Но это именно объединения ради обмена творческим опытом, манифестации своих взглядов на мир и искусство, популяризации творений. А вот в сообщества с социально-экономическим фундаментом актеры, художники, музыканты и литераторы долгое время практически не сплачивались.
Один из первых шагов в данном направлении предпринят в 1877 году, когда возникло Общество взаимного вспоможения русских артистов, затем преобразованное в Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям. Однако это единичный случай.
Большая часть деятелей искусств, в отличие от пролетариев - лица, витающие в эмпиреях. Всерьез озаботиться матобеспечением их могла вынудить только крайняя нужда, которая и наступила в переломный момент российской истории.
Пожар гражданской войны сжигал надежды на скорую сытость и обеспеченность. Вместе с тем, большевики стремились даже в условиях разорительной борьбы проявлять реальную заботу о населении. Одним из эффективных методов стало как раз-таки создание профсоюзов, поддерживаемых и курируемых государством.
Тенденция не обошла и сферу искусства, согласно ленинскому тезису, «принадлежащего народу». Еще в 1917 году начали появляться небольшие союзы деятелей конкретных сфер культуры. А 7 мая 1919 года состоялся первый учредительный съезд работников искусств, основавший единый Всероссийский профсоюз работников искусств - Всерабис. С 1924 года союз носит название Всесоюзного, аббревиатура сохранилась.
Председателем Центрального Комитета Всерабиса стал музыкант и общественный деятель Ювенал Славинский, ранее возглавлявший Всероссийский союз тружеников музыкального искусства, влившийся во Всерабис. Неминуемо профсоюз под его руководством занимался организационными и идеологическими вопросами. Но центральным направлением деятельности стало экономическое.
Требовалось дать возможность деятелям искусства жить, а не выживать.
Немало творцов искренне приветствовали революцию. Но, как бы ни подогревал их революционный энтузиазм, надо было что-то есть и где-то спать. А с этим у многих возникали проблемы. Как следствие, ради денег приходилось опускаться до откровенной халтуры. Всерабис сходу стал работать над изменением такого плачевного положения дел. Первым на повестке встал тарифный вопрос.
Тарифное соглашение – отраслевой договор между государством, профсоюзом и предпринимателями, регулирующий оплату труда, социальные гарантии, порядок найма и увольнения. В области искусства достичь справедливых условий было сложней, чем в других отраслях, ведь степень качества творческого труда – во многом субъективная категория.
Сначала был утвержден тариф, явившийся калькой с принятых индустриальными профсоюзами, предусматривавший, в частности, нормирование, исходя из 8-часового рабочего дня. У большинства деятелей искусства совсем иной график. Вскоре была проведена работа над ошибками, схему поменяли. Но даже первый несовершенный тариф уже являлся прогрессом по сравнению с полным вакуумом.
Щекотливой проблемой была кардинальная разница в доходах столичных и провинциальных деятелей искусств.
Снижение окладов деятелей искусств Москвы и Петрограда было чревато лишним недовольством, а ведь среди них были те, кто являлся лицом всей отечественной культуры. Сложно было изыскать средства для провинциальных работников искусств, не укротив интересы культурной элиты. Всерабис совместно с Наркоматом просвещения пришел к соломонову решению. Действительно, минимальные ставки были подняты за счет снижения максимальных. Однако наиболее знаменитые творцы могли получать существенно больше сумм, предусмотренных максимальной ставкой, будучи признанными «внешкальными».
В сентябре 1920 года утверждено «положение о премировании художественного труда работников искусств», ставшее еще одним шагом на пути повышения уровня благосостояния и трудовой дисциплины в культурной сфере.
С 1921 по 1923 год Всерабис объединялся с профсоюзом работников просвещения. Но слияние не повысило и даже снизило эффективность работы обоих профсоюзов. В результате, все вернули на круги своя.
В 1925 году Всесоюзный центральным советом профессиональных союзов (ВЦСПС) утвержден порядок присвоения званий Заслуженных и Народных артистов в порядке расширения льгот. Особо отличившиеся деятели искусств, добившиеся почетного статуса, получали пожизненный пенсион, а их детям предоставлялись преимущественные права при поступлении в учебные заведения. От жизни впроголодь советское искусство перемещалось к тепличным условиям.
Отделения Всерабиса почти по всей стране появлялись на местах.
На их базе организовывались комиссии и кассы взаимопомощи, также удерживавшие деятелей культуры от критической черты бедности. Притом ЦК союза поддерживал и другие нуждающиеся категории населения, отчислял средства на содержание голодающих и беспризорных детей.
Профсоюз занимался обследованием условий труда деятелей искусств. Регулярно составлялись акты о нарушениях, нарушения исправлялись, труд людей творческих профессий становился комфортнее и безопаснее. Занимался Всерабис и вопросами медицинского обслуживания. В 1922 году был открыт первый профсоюзный дом отдыха в подмосковном Курсаково. Кроме того, в профсоюзе трудились над решением жилищной проблемы, для чего даже создали собственный жилищный кооператив.
Новая экономическая политика явилась временным откатом от социалистической экономической модели к рынку. Это время расцвета предпринимательства, редко социально ориентированного и искренне заботящегося о своих работниках.
ЦК Рабиса в эпоху НЭПа содействовал заключению между работниками и работодателями максимально прозрачных и честных коллективных договоров.
С закатом НЭПа начинается совсем другая страница в истории страны в целом и Всерабиса, в частности. Профсоюзу уже не придется так рьяно биться за каждую льготу, ведь государство восстановилось, окрепло и готово само следить за нуждами населения, включая деятелей искусства. Однако за патернализм расплачиваться придется существенным снижением демократизма и «закручиванием гаек». Председатель Всерабиса в 1919-1929 годах Славинский расплатился расстрелом в злополучном 1937-м году.
Ринат Камалиев