Советская культурная политика была крепко завязана на мифотворчестве. Когда в стране сменилась власть, телевизоров еще не было, но уже существовало радио – мощный инструмент, позволявший не просто транслировать, но и трактовать, объяснять простым слушателям музыку в выгодном властям ключе. Этот и последующий тексты об СССР и музыкальных мифах базируются на монографии М. Раку «Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи».
Первым направлением в формировании советской музыкальной культуры было создание музыки будущего, музыки революции. Образованные люди, занимавшиеся этим вопросом, понимали, что основой музыкального произведения, которое создано с целью оказать влияние на людей, должна быть классическая музыка. Как в литературе существуют архетипы и символы, на которых строится любое произведение, так и в музыке классика является обязательным фундаментом, без которого устойчивого здания не построишь.
При этом, однако, появилась необходимость во-первых продвинуть классику в массы, а во-вторых как-то согласовать классику с идеологическими запросами советской эпохи. Таким образом, процесс создания новых и борьбы со старыми смыслами оказался наделен тем мифотворческим потенциалом, который был направлен на конструирование нового образа старого искусства.
Социализация музыки в массы требовала трактовок и толкований, которые бы приспособили ее к новой действительности. Грубо говоря, необразованный крестьянин нуждался в пояснениях, с чего вдруг ему следует слушать Баха, а не распевать похабные частушки с мужиками во дворе. При этом вышестоящая цель была не в том, чтобы мужик начал слушать Баха, а в том, чтобы слушая Баха, он понимал эту музыку с точки зрения советской идеологии.
Действовать решили при помощи концепции «естественного отбора»: что удастся подогнать под свои нужды, что приживется, — то и останется классикой. Причем сам дарвиновский термин носит вполне конкретный характер и объясняется «физиологическим» превосходством одних музыкальных произведений над другими.
В список большевистского пантеона композиторов вошли Мусоргский, Скрябин, Шопен, Бетховен, Бородин, Римский-Корсаков, Глинка и Чайковский. Список кандидатур неоднократно уточнялся, тех или иных композиторов то исключали, то снова возвращали в круг избранных.
Закономерно, что на первых порах именно русская классика превалировала над остальными. В сообщении о музыкальных вкусах деревенской глубинки говорится: «Лучше всего воспринимают русских композиторов, но довольно легко и Бетховена, конечно, не в очень большой дозе. Минут 20-30, не больше».
В следующей части мы подробнее остановимся на судьбах «избранных» композиторов и мифах, связанных с ними.
Дарья Кустова