«Сталин» считается великим, чуть ли не гениальным управленцем. Однако если изучить его биографию, то окажется, что реальным управлением — работой на руководящих должностях в органах государственной власти — он занимался весьма отрывочно и специфично: сначала несколько первых лет после большевицкого переворота 1917-го был наркомом, затем почти 20 лет с конституционной точки зрения являлся ровно никем (ибо большевицкая партия официально стала правящей только по конституции 1977-го), после чего с 1941 и до смерти был большим начальником: премьером, а в годы ВОВ — главой высшего органа госвласти.
О годах его премьерства пока не буду, зато приведу небольшую характеристику первого периода деятельности «Сталина» в качестве администратора. В 1918-1923 он был наркомом по делам национальностей РСФСР, а в 1919-1922 — одновременно наркомом государственного, а затем рабоче-крестьянского контроля (главой знаменитого Рабкрина). Вот об этом последнем месте его работы и будет речь в нижеследующем отрывке:
Наркомат РКИ проводил большую и полезную работу. За 1920-1922 гг. Рабкрин достиг серьёзных успехов в привлечении трудящихся масс к контролю. За 2,5 года (с середины 1920 по январь 1923 г.) по далеко не полным данным в работу РКИ по РСФСР было вовлечено через различные формы (делегированные члены РКИ, члены ячеек содействия, участники массовых ревизий и обследований) свыше 209 тыс. рабочих и крестьян (ЦГАОР СССР, ф. 374, оп. 4, д. 8, л. 181). Известные достижения были и в области контроля.
В «Основных директивах для доклада о задачах РКИ и ЦКК в новых условиях» содержится следующая характеристика деятельности РКИ за 1920-1922 гг.: «Наиболее крупные достижения старой РКИ сводятся к следующим группам вопросов:
а) постановка отчётности и счетоводства в хозяйственных и административных органах;
б) упорядочение складского хозяйства;
в) упорядочение госаппарата;
г) упорядочение делопроизводства;
д) уточнение ответственности советских служащих;
е) организация ячеек содействия».
Далее говорилось, что работа РКИ «большей частью протекала в областях, имевших наиболее актуальное значение для государства в данный момент» (ЦГАОР СССР, ф. 374, оп. 1, д. 14, л. 345).
Однако, постоянно вникая в работу НК РКИ, направляя его деятельность, высоко оценивая роль этого органа в решении проблем, стоящих перед партией и Советским государством, В.И. Ленин неоднократно указывал, что с основными задачами, а именно с задачей приобщения к государственному управлению широких масс трудящихся и борьбы за укрепление и совершенствование советского государственного аппарата, Наркомат РКИ не справлялся. Выступая на общем собрании коммунистов Замоскворечья 29 ноября 1920 г., В.И. Ленин говорил, что «этот орган создан около года тому назад, но пока мало себя проявил, как школа для подготовки к управлению государством» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 42, стр. 49).
Плохо справлялся Наркомат РКИ и с задачей совершенствования государственного аппарата.
Вся работа Наркомата РКИ по укреплению советского аппарата в основном сводилась к выявлению отдельных недостатков и злоупотреблений путем проверки и обследования деятельности государственных учреждений. «В погоне за надзором и контролем над каждой копейкой, — отмечал В. В. Куйбышев, — Наркомат РКИ в конце концов не достигал ничего, терял общую перспективу развития госаппарата. Из его поля зрения выпадали наиболее важные узловые пункты госаппарата, разбрасываясь по мелочам, он не осуществлял идею инспектирования и улучшения госаппарата, которая и раньше стояла в задачах РКИ» (В.В. Куйбышев. Задачи ЦКК и РКИ (лекции, прочитанные в Университете им. Я.М. Свердлова в апреле 1924 г.). М., 1924. стр. 10).
Недостатки Наркомата РКИ стали настолько явными, что В.И. Ленин в своей статье «Лучше меньше, да лучше» отметил, что «хуже поставленных учреждений, чем учреждения нашего Рабкрина, нет и что при современных условиях с этого наркомата нечего и спрашивать» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 45, стр. 393). Отмеченные В.И. Лениным недостатки в деятельности НК РКИ были обусловлены, главным образом, отсутствием в аппарате НК РКИ достаточного количества квалифицированных кадров и прежде всего партийных кадров, хотя по численности штаты центральных и местных органов НК РКИ в 1921-1922 гг. в три раза превышали аппарат органов контроля в царской России («РКИ в советском строительство. М., 1926, стр. 16). «Все больные вопросы РКИ, — отметила коллегия НК РКИ в своем постановлении от 2 сентября 1921 г., — упираются в один большой вопрос — недостаток крупных партийных сил; без разрешения этого основного вопроса все попытки к улучшению дела останутся на бумаге». Ни одна из мер «не достигнет цели, пока не обеспечено главное условие её (РКИ) развития — привлечение в неё крупных партийных работников» («Известия РКИ». 1921, №7, стр. 1-3.).
Постоянно заботясь об улучшении работы советского аппарата, Владимир Ильич большие надежды возлагал на Наркомат Рабоче-крестьянской Инспекции, как на орган улучшения и переделки государственного аппарата. В.И. Ленин решительно возражал против неоднократных предложений Л.Д. Троцкого ликвидировать Рабкрин (Л.Д. Троцкий, ещё в бытность его наркомом путей сообщения, предложил в своей статье заменить РКИ Советом Труда и Обороны, другими словами — упразднить РКИ («Путь к единому хозяйственному плану» / «Бюллетень НКПС», 1920. № 158-166).). 5 мая 1922 г. В.И. Ленин в письме И.В. Сталину для членов Политбюро Ответ на замечания, касающиеся работы замов (заместителей председателя СНК) писал: «Насчет Рабкрина т. Троцкий в корне неправ. При нашей отчаянной «ведомственности» даже среди лучших коммунистов, при низком уровне служащих, при интриганстве внутриведомственном (хуже всякого рабкриновского) нельзя обойтись без Рабкрина сейчас. Над ним можно и должно поработать систематично и упорно, чтобы сделать из него аппарат проверки и улучшения всей госработы. Иначе никакого практического средства проверять, улучшать, учить работе нет» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 45, стр. 180-181).
21 августа 1922 г. Владимир Ильич направил членам коллегии Наркомата РКИ письмо. Из этого письма видно, что В.И. Ленин уже в это время обдумывал реорганизацию Рабкрина. Владимир Ильич писал: «Боюсь, что работа не совсем правильно стоит. Тип работы — отдельные обследования и доклады. Старина. А переделки аппарата и улучшения его нет. Нет образцовых аппаратов, построенных сплошь из коммунистов или сплошь из учеников совпартшкол; нет систематически выработанных норм работы, кои бы можно было прилагать к другим ведомствам; нет систематических измерений того, что могут сделать совработники в тех или других отраслях в неделю и т.п.» (В.И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 54, стр. 274).
Вопрос коренной перестройки работы РКИ и одновременно коренного улучшения работы всего советского государственного аппарата был с исключительной остротой вновь поставлен Лениным в его последних статьях. Обобщив опыт работы советского государственного аппарата и деятельности органов контроля в первое пятилетие существования Советского государства и основываясь на научном анализе «внутреннего и внешнего положения страны и предвидя сложность задач социалистического строительства, В.И. Ленин свои последние статьи (особенно «Как нам реорганизовать Рабкрин» и «Лучше меньше, да лучше»), посвятил непосредственно вопросу улучшения госаппарата и реорганизации Наркомата Рабоче-крестьянской Инспекции.
цит. по Иконников С.Н. Создание и деятельность объединённых органов ЦКК-РКИ в 1923-1934 гг. М., «Наука», 1971. С. 35-37.
Книжка, как вы понимаете, исключительно правоверная, это вам не «ложь дерьмократов», самый совецкий сок!
Итак, что мы видим. «Сталин» поставлен руководить важным ведомством, долженствующим осуществлять контроль над госаппаратом, (зачем-то) привлекать к оному контролю «рабочих и крестьян» и т.п. Что в результате? Пшик — неимоверный рост чиновничьего аппарата (эта тенденция вообще будет одной из основных в период «сталинской» диктатуры), производство огромного количества бумаг, «отрыв от действительности». Причём положение плохо настолько, что «Ленин» несколько лет возит будущего «вождя и отца народов» мордой по столу, а затем, видимо, не удовлетворившись результатами, буквально за год до смерти, пишет (да не в одном варианте!) статью «Как нам реорганизовать Рабкрин», одну из самых известных своих работ, где долго эмоционирует и бьёт тревогу. В результате «Сталина» с наркомата РКИ сымают и оставляют на национальностях и канцелярской работе в секретариате партии (правда, не простым секретарём, а генеральным).
Собственно, всё говорит о том, что это и был его потолок. И своё новое положение он действительно неплохо использовал, ведь в его руках находились подбор и расстановка кадров. К чему это привело — известно. Но как государственный деятель, управленец он показал себя ограниченным бюрократом-бумагопроизводителем и рутинёром.
О его работе в Наркомнаце пока ничего сходного не встречал, с другой стороны, почему там должно было быть по-другому? Впрочем, именно его стоит «благодарить» за активное и бескомпромиссное проведение в жизнь «ленинской национальной политики», заложившей те самые национальные противоречия, которые и взорвут СС на рубеже 1980-90-х.