Наверно, в сотый раз я сажусь к компьютеру, начинаю набирать текст, но все не то. Стираю, пишу и снова уничтожаю. Это как будто необъяснимый на первый взгляд защитный процесс моей психики. Я пытаюсь написать о том периоде моей жизни, которого лучше бы не было. Как просто стереть написанное, то, что не понравилось, то, что коряво звучит и режет слух! Но память такая сложная штука: невозможно стереть ничего. А я хочу избавиться от тех событий! Забыть! Отмотать пленку на год назад, и продолжать жить, может быть, и совершая какие-нибудь ошибки, переживая, учась на них, исправляя, но продолжая жить…
Четыре года назад я пришла работать в детский дом социальным работником в Службу по устройству ребенка в семью. Между собой мы называем ее просто Служба «Родители». Она занимается поиском и подготовкой будущих патронатных семей, которые смогут взять в свой дом наших детдомовских детей, оставшихся, используя официальный язык, без попечения родителей. У большинства из наших детей родители, на самом деле, есть. О некоторых мы знаем, практически все. Это те, которых просто лишили родительских прав за жестокое обращение с детьми. А о
Участок работы, который поручили мне, на мой взгляд, самый интересный.
В процессе подготовки патронатных воспитателей и подбору семьи для ребенка из детского дома социальные работники Службы по устройству ребенка в семью посещают потенциальных патронатных воспитателей с тем, чтобы:
-
Установить с семьей неформальные доверительные отношения, что в значительной мере помогает понять не только социальным работникам, но и самой семье основной мотив запроса семьи о приемном ребенке, а также
-
Попытаться понять насколько соответствуют способности приемной семьи в области воспитания детей психологическим потребностям ребенка из детского дома;
-
Установить жилищные и материальные возможности семьи, которые они могут предоставить ребенку из детского дома для его нормального жизнеобеспечения и развития.
У детей, оказавшихся по тем или иным причинам в детском доме, есть прошлое и есть особые потребности
При отборе семей для помещения в них детей главным фактором стала способность приемной семьи принять прошлое ребенка и понять его особые потребности.
В патронатном воспитании детей с особыми потребностями изучение домашней обстановки становится основой для принятия первоначального решения о семье, как о возможном месте жительства ребенка. Формальных сведений о семье недостаточно, чтобы узнать какова будет их реакция на одиннадцатилетнего ребенка, у которого небольшое отставание в развитии, проблемы с сердцем, требующие постоянного медицинского и родительского наблюдения, и который подвергся сексуальному насилию?
Помимо выявления особенностей семьи, процесс проведения изучения домашней обстановки и составления отчета должен содействовать развитию партнерства между семьей и персоналом нашего детского дома. Дух партнерства — это тонкий синтез профессионализма и личных качеств: способность доверять и уважать, прощать и уметь помогать, чувствовать чужую боль и страх, умение признавать ошибки и находить выход из трудных ситуаций…
Мне хотелось бы представить материалы, в которых отражен процесс подготовки и взаимного отбора. Но что более важно, попытаться объяснить важность двух базовых элементов улучшения работы по изучению домашней обстановки — развитие семьи и взаимодействие с ней.
В процессе подготовки кандидатов в патронатные воспитатели создается своеобразное портфолио семьи. Первая запись о кандидате появляется в журнале регистрации звонков в наш детский дом. Дежурный социальный педагог, отвечая на звонки, записывает в журнал фамилию и имя позвонившего, интересуется тем, что побудило человека обратиться к нам. Это может быть публикация в СМИ, социальная реклама и т.д. Людьми движет, как правило, желание любого нормального человека — помочь ребенку, попавшему в беду. И очень часто — желание иметь ребенка (своих не получилось или произошла трагедия потери собственного ребенка).
Мы приглашаем всех позвонивших на информационную встречу. Здесь социальный педагог рассказывает о сущности патроната, отвечает на вопросы, раздает брошюры. Нужно время, чтобы полученная информация «переварилась». Но почти всем пришедшим это кажется
И вот через