Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Стереть нельзя пережить

Записки социального педагога

Наверно, в сотый раз я сажусь к компьютеру, начинаю набирать текст, но все не то. Стираю, пишу и снова уничтожаю. Это как будто необъяснимый на первый взгляд защитный процесс моей психики. Я пытаюсь написать о том периоде моей жизни, которого лучше бы не было. Как просто стереть написанное, то, что не понравилось, то, что коряво звучит и режет слух! Но память такая сложная штука: невозможно стереть ничего. А я хочу избавиться от тех событий! Забыть! Отмотать пленку на год назад, и продолжать жить, может быть, и совершая какие-нибудь ошибки, переживая, учась на них, исправляя, но продолжая жить…

Четыре года назад я пришла работать в детский дом социальным работником в Службу по устройству ребенка в семью. Между собой мы называем ее просто Служба «Родители». Она занимается поиском и подготовкой будущих патронатных семей, которые смогут взять в свой дом наших детдомовских детей, оставшихся, используя официальный язык, без попечения родителей. У большинства из наших детей родители, на самом деле, есть. О некоторых мы знаем, практически все. Это те, которых просто лишили родительских прав за жестокое обращение с детьми. А о ком-то нам предстоит только узнать в результате поисковых усилий или просто благодаря его величеству случаю. У такого ребенка статус неопределенный.

Участок работы, который поручили мне, на мой взгляд, самый интересный.

В процессе подготовки патронатных воспитателей и подбору семьи для ребенка из детского дома социальные работники Службы по устройству ребенка в семью посещают потенциальных патронатных воспитателей с тем, чтобы:

  • Установить с семьей неформальные доверительные отношения, что в значительной мере помогает понять не только социальным работникам, но и самой семье основной мотив запроса семьи о приемном ребенке, а также

  • Попытаться понять насколько соответствуют способности приемной семьи в области воспитания детей психологическим потребностям ребенка из детского дома;

  • Установить жилищные и материальные возможности семьи, которые они могут предоставить ребенку из детского дома для его нормального жизнеобеспечения и развития.

У детей, оказавшихся по тем или иным причинам в детском доме, есть прошлое и есть особые потребности

При отборе семей для помещения в них детей главным фактором стала способность приемной семьи принять прошлое ребенка и понять его особые потребности.

В патронатном воспитании детей с особыми потребностями изучение домашней обстановки становится основой для принятия первоначального решения о семье, как о возможном месте жительства ребенка. Формальных сведений о семье недостаточно, чтобы узнать какова будет их реакция на одиннадцатилетнего ребенка, у которого небольшое отставание в развитии, проблемы с сердцем, требующие постоянного медицинского и родительского наблюдения, и который подвергся сексуальному насилию?

Помимо выявления особенностей семьи, процесс проведения изучения домашней обстановки и составления отчета должен содействовать развитию партнерства между семьей и персоналом нашего детского дома. Дух партнерства — это тонкий синтез профессионализма и личных качеств: способность доверять и уважать, прощать и уметь помогать, чувствовать чужую боль и страх, умение признавать ошибки и находить выход из трудных ситуаций…

Мне хотелось бы представить материалы, в которых отражен процесс подготовки и взаимного отбора. Но что более важно, попытаться объяснить важность двух базовых элементов улучшения работы по изучению домашней обстановки — развитие семьи и взаимодействие с ней.

В процессе подготовки кандидатов в патронатные воспитатели создается своеобразное портфолио семьи. Первая запись о кандидате появляется в журнале регистрации звонков в наш детский дом. Дежурный социальный педагог, отвечая на звонки, записывает в журнал фамилию и имя позвонившего, интересуется тем, что побудило человека обратиться к нам. Это может быть публикация в СМИ, социальная реклама и т.д. Людьми движет, как правило, желание любого нормального человека — помочь ребенку, попавшему в беду. И очень часто — желание иметь ребенка (своих не получилось или произошла трагедия потери собственного ребенка).

Мы приглашаем всех позвонивших на информационную встречу. Здесь социальный педагог рассказывает о сущности патроната, отвечает на вопросы, раздает брошюры. Нужно время, чтобы полученная информация «переварилась». Но почти всем пришедшим это кажется какой-то ненужной формальностью. Они говорят: дайте же нам скорее ребенка! Когда вы начнете тренинг!?

И вот через какое-то время мы обзваниваем наших кандидатов и приглашаем их на индивидуальное интервью. Его проводит один из социальных работников нашей Службы. Поверьте, он волнуется не меньше, чем пришедшая на интервью семья. Да, есть разработанная специалистами инструкция, очерчивающая круг вопросов и тем, обязательных в беседе. И в идеале мы ищем профессиональные семьи, т. е. семьи с уже имеющимися определенными навыками и умениями воспитания детей, которые готовы совершенствовать эти навыки и углублять свои знания в области воспитания. Семьи, которые отдают себе отчет в том, что будут воспитывать приемного ребенка, с уже имеющейся историей жизни, опытом и кровными родителями, которых они даже если и не помнят, то точно знают, что они есть или были. Но в большинстве случаев, обращающиеся к нам семьи или одинокие женщины, мечтают о своем ребенке! Да, помните: мать — это не та, которая родила, а та, которая воспитала. Кто посмеет усомниться в этом?!

http://iva-dreem.livejournal.com/
762


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95