Конечно же мы, взрослые, всегда заняты очень важными делами. Много работаем и вечно
Город таит массу опасностей для тех, кто не умеет в нем себя вести. Младший школьник пока не умеет, однако уже вынужден ежедневно отправляться в самостоятельное путешествие «без страховки» — до школы и обратно домой. Старшеклассники уверены, что уже всё знают и умеют. Они воображают, будто городские улицы им как дом родной и навыки личной безопасности им ни к чему.
Тем не менее детям необходимо освоить несколько элементарных правил, которые обезопасят их, когда они одни на улице или в квартире. А родителям надо постоянно напоминать об этих правилах, не запугивая, но и не преуменьшая опасности. Но достаточно ли хорошо они сами подкованы?
Уделите на родительском собрании несколько минут на повторение азов безопасности или раздайте родителям заранее подготовленные листочки с необходимыми правилами. Вот они.
Находясь на улице, ребенку нельзя вступать в контакт с посторонними людьми. Ему нужно четко усвоить, кто такой посторонний. Это всякий человек, которого он не знает. Даже если незнакомец уверяет, что знаком и с самим ребенком, и с его мамой и папой, все равно разговаривать, а тем более
«Да я же дядя Витя, неужели ты меня не помнишь?» — на улице на подобное заявление вообще лучше не отзываться, нужно молча пройти мимо, ускорив шаги, или сразу убежать.
Если незнакомец оказался рядом с ребенком возле двери подъезда, не надо набирать код и пытаться забежать в дом. Но и топтаться у входа, выслушивая уговоры незнакомца, тоже нельзя. Нужно отойти от подъезда туда, где много людей, например, к детской площадке, где почти всегда есть взрослые с детьми. И даже если потом вдруг окажется, что этот человек действительно не посторонний, а родительский знакомый, которого ребенок просто не знал, ничего страшного. Не упрекайте ребенка, а похвалите за бдительность и осторожность.
Если незнакомец стоит на площадке возле лифта, нельзя входить в лифт вместе с ним. Нужно переждать, пока он уедет. А если он не собирается этого делать, лучше выйти на улицу.
Нельзя поддаваться ни на какие знаки внимания и посулы незнакомца. Объясните ребенку: все эти обещания конфет, денег, игрушек, предложения посмотреть котят, рыбок, птичек, сходить в кино, покататься на машине — хитрая уловка, обман. От таких взрослых нужно сразу же бежать, не боясь показаться глупым и невежливым.
Верить заявлениям незнакомца, уговаривающего ребенка свернуть с обычного, безопасного маршрута — «Тебя мама ищет, я тебя отведу к ней», «Меня к тебе прислал папа», «А там за углом призы раздают, пошли покажу» — нельзя. И подчиняться его приказам нельзя.
Но опыт ребенка подсказывает ему, что взрослые имеют право командовать и их распоряжения приходится исполнять: «Стой! Повернись! Дай руку! Отвечай! Сними рюкзак! Иди вперед! Молчи! Садись в машину! Тебе что сказано!»
Конечно, и родители, и учителя обычно не забывают предупреждать детей о том, что слушаться посторонних нельзя. Но редкий взрослый учитывает опасность собственного приказного тона, резких распоряжений, которыми может воспользоваться злоумышленник.
Объясните ребенку, что посторонний на улице не имеет права ему приказывать и что повиноваться чужим командам нельзя.
А если незнакомец слишком настойчив и пытается схватить ребенка? Научите ребенка в таких случаях громко кричать и сопротивляться: вырываться, брыкаться, кусаться и царапаться. Не забудьте прорепетировать это в игре.
Подскажите, что кричать. Правильные фразы — «Я тебя не знаю!» и «Позовите милицию!». Кричать «мама!» нельзя. Это и бесполезно, и для прохожих непонятно. Они подумают, что отец ссорится со своим ребенком, и спокойно пройдут мимо. А спасение именно в том, чтобы хоть один человек обратил внимание на происходящее — это сразу отпугнет нападающего.
Громкий крик тоже надо отрепетировать заранее: мало кто из детей умеет кричать тогда, когда это нужно. Мальчику же придется специально растолковать, что кричать в моменты опасности не стыдно и что это вовсе не трусость, а мужественное сопротивление.
Если на улице понадобится обратиться за помощью для избавления от приставучего незнакомца, надо выбирать определенных взрослых — милиционера, женщину с детьми, пожилых людей.
Старайтесь организовать жизнь ребенка так, чтобы он никогда не оставался один на улице. Хочет гулять? Пусть идет с друзьями. Против нескольких детей преступник бессилен.
Такие притягательные для детей места вроде пустырей, свалок, заброшенных или недостроенных зданий, чердаков и подвалов должны попасть под категорический родительский запрет: «Туда ходить запрещено! Там играть нельзя!»
Ограничиваться простым изложением требований недостаточно. Надо обязательно отрабатывать все правила, причем делать это без излишнего запугивания.
Важно помнить, что младшие школьники не способны воспринимать сразу большой объем информации, так что серьезные разговоры должны быть либо «с продолжением», дважды-трижды в день, либо «с повторением», то есть несколько раз подряд одно и то же.
Оставшись дома в одиночестве, младшеклассник никому не должен открывать дверь, кроме родителей и заранее обговоренных знакомых. Если в дверь звонит
Через дверь, не открывая ее даже на цепочке, нужно сказать неизвестному посетителю, чтобы он зашел попозже, мол, с минуты на минуту вернутся родители.
Если пришедший настаивает и уговаривает открыть, пусть ребенок ответит, что изнутри дверь открыть нельзя, она заперта снаружи. И сразу же позвонит родителям.
Ребенок должен знать номера телефонов, по которым можно дозвониться родителям, а также номера экстренной помощи (милиция, пожарная охрана, «скорая помощь»). Объясните ему, в каких случаях нужно срочно звонить по этим номерам. Переписанные на от- дельный листок, они должны быть всегда рядом с домашним телефоном и в памяти мобильного телефона ребенка. Хорошо, если ребенок будет знать еще и телефоны соседей и участкового.
Никогда не оставляйте ключи от квартиры на лестничной площадке под ковриком, в почтовом ящике или в каком-нибудь другом укромном, на ваш взгляд, месте в подъезде.
Объясните детям, что нужно сразу же рассказывать обо всех случаях, когда им
Всегда спрашивайте у детей, откуда у них та или иная вещь, о происхождении которой родителям ничего не известно.
Опросы, проведенные психологами в школах Санкт-Петербурга, показали: только 10% детей, с которыми на улице происходили странные, неприятные или опасные события, рассказывали об этом родителям, а учителям жаловались и вовсе единицы — 2%.
Большинство детей остаются без защиты, один на один с проблемой. Почему они не просят о помощи тех, кто только и может ее оказать? Получается, что не доверяют. Подозревают, что их же самих и обвинят в случившемся. А еще боятся угроз агрессора, стыдятся,
Если ребенок ни о чем таком не рассказывает и не жалуется, родители не должны успокаиваться и наивно думать, что ничего плохого с ним на улице не происходит. Не исключено, что ребенок просто все скрывает.
Заметив настораживающие признаки — подавленность, пугливую оглядку во дворе и на улице, родители должны доброжелательно, но настойчиво расспросить ребенка. Скорее всего он расскажет, кто и как его преследует. А если все же не решится сказать, будет скрытничать, совет простой: найти время, взять на работе отгул и собственными глазами увидеть, что происходит с ребенком по дороге в школу или из школы домой.
Иваницкая Елена