Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Стоит ли помогать своим коллегам?

Дух товарищества не всегда развит в рабочих коллективах - да это и не требуется для эффективного выполнения проекта. Или требуется?

Филипп Конюхов, редактор 1001.ru

Еще недавно для воспитанных в духе советского коллективизма граждан ответ на вопрос «Стоит ли помогать?» имел однозначный ответ: «Конечно, стоит». На то человек человеку — товарищ, друг и брат. Сегодня же, в славную эпоху индивидуализма и устремленности каждого к личному успеху — в первую очередь, и к коллективному — во вторую, ответ на заданный вопрос, как минимум, приобрел четкую неоднозначность.

А поговорка предков из тех доколлективных и досоветских времен «Не хочешь зла — не делай добра», похоже, актуальна, как и в те далекие времена.

Какие плюсы и минусы может иметь оказание бескорыстной помощи своему ближнему — коллеге по работе, в рамках сегодняшних корпоративных реалий?

Плюс 1-й: психотерапевтический эффект, или радость со-участия.

Что ни говори, а протянутая рука помощи своему товарищу в деле достижения общих корпоративных целей имеет мощный психотерапевтический эффект. Тот, кто ее протягивает, испытывает чувство собственной нужности, важности и значимости — то, без чего не может обходиться долгое время ни один из нас. Тот, кто ее получает, на время избавляется от чувства одиночества и ощущает радость со-участия, заботы и неравнодушия в этом холодном мире, где каждый сам за себя.

Лично мне, по причине некоторых личных установок, привитых в детстве, также как и комплексов, оттуда же, доставляет удовольствие осознание своего интеллектуального превосходства над менее знающими и опытными — каюсь. Ну, а также осознание того, что я — не равнодушный, эгоистичный, черствый, а весьма даже мягкий на ощупь и белый на цвет.

Плюс 2-й: человек — существо высокодуховное, но материальную заинтересованность никто еще не отменял.

Умение оказать своевременную и действенную помощь своему коллеге или руководителю, и не в рамках своих прямых обязанностей, может характеризовать вас как грамотного специалиста и способствовать укреплению вашего авторитета, продвижению по службе, росту заработной платы. Повторное оказание такой помощи, при условии, что вы справляетесь со своими прямыми обязанностями не за счет предоставления этой благотворительности, может быть сигналом, что самое время просить повышения по службе, повышения оклада или дополнительных бонусов. И даже если руководство не торопится вас повышать и доплачивать за проделанную работу, оно вас заметит, отметит, и вы будете у него, как минимум, на хорошем счету. Например, в конце списка на увольнение, сокращение и т. д.

У меня были ситуации, когда, выходя за рамки своих прямых обязанностей, я проходил испытательный срок раньше положенного, меня назначали на руководящие должности или я просто пользовался авторитетом у своих коллег и начальства.

Плюс 3-й: все пройдет — пройдет и это, а приобретенные опыт и знания еще пригодятся.

Даже если вас не торопятся продвигать по служебной лестнице, повышать вам оклад и начислять бонусы — что скорее вероятно, чем искреннее желание вашего руководства воздать вам за ваши труды, подумайте о том, что, оказывая такую помощь, и вы учитесь чему-то, узнаете что-то новое, набираетесь знаний и опыта, и в будущем эти знания и опыт наверняка пригодятся вам на новом, более интересном и выгодном месте. Поэтому не скупитесь на такую помощь — вы, в любом случае, работаете на себя.

А теперь некоторые минусы.

Минус 1-й: вы выгодны своему руководству, но выгодно ли это вам?

Нужно понимать, что всякому руководству выгодны знающие и опытные работники, способные оперативно и самостоятельно решать различные проблемы. Но также стоит признать, что ему совсем не выгодно вам за это платить и доплачивать. Поэтому из двух ситуаций, когда ваше начальство самостоятельно отмечает ваш альтруизм, знания и опыт и когда делает вид, что ничего не произошло, что так и надо, вас и без того осчастливили уже тем, что взяли к себе, вероятнее всего именно второй случай, а не первый. Отсюда важно дипломатично и умело дать понять своим начальникам, что вы знаете себе цену и что она несколько выше той, в которую они вас оценили вначале — конечно, если вас это волнует. Или же продолжать помогать менее опытным коллегам и не ждать дополнительных компенсаций, что тоже вариант.

Минус 2-й: неблагодарность — вторая натура человека.

Распространены ситуации, когда менее расторопные коллеги, которым вы искренне и бескорыстно помогаете, уже с третьего раза начинают искренне полагать, что так и надо, что-то, что вы делаете — не ваша добрая воля, а ваша прямая обязанность. Одни искренне заблуждаются, поскольку, увы, такова психология большинства — перекладывать на других свои обязанности и быстро об этом забывать. Другие, напротив, знают, что это не ваше дело, но предпочитают и дальше манипулировать вами.

В таких случаях важно четко и спокойно дать понять таким охотникам до халявы, что это не ваша прямая обязанность, а ваш добрый альтруизм. Если вам не поверят (а скорее всего так и будет, поскольку посчитают, что вы попросту пытаетесь «соскочить»), донесите свою мысль через своего непосредственного начальника. Ему поверят.

Я неоднократно попадал в «долгоиграющие» ситуации, по простоте душевной и с верой в человека нематериального, когда моими знаниями и опытом охотно пользовались, в конце железобетонно уверяясь в том, что «выносить мусор и протирать пыль с подоконников — прямая обязанность начальника отдела по сбыту». Заручившись моей доброй волей, меня постепенно начинали просить сделать то-то и то-то, «потому что нет времени, не знаю как, у тебя лучше получится», затем звонить после работы со своими проблемами, потом в выходные, искренне обижаясь, когда я давал понять, что у меня выходной и это не мое дело. Разубедить таких «уверовавших в свою же религию» с моей же помощью потом было очень непросто.

И несколько советов: поскольку большинству свойственно принимать чужую помощь как нечто само собой разумеющееся, а даже вежливые отказы — как личную обиду, изначально давайте понять, что вы охотно поможете, хотя это не ваше дело. Помогая, отдавайте себе отчет в том, что ваша помощь — это то «добро, которое вы делаете и бросаете в воду» — не ждите, что и вам так же помогут. И точно знайте, зачем вы оказываете помощь своим коллегам: ради того, чтобы вас заметило и повысило начальство, или потому, что человек человеку — не только волк.

Источник

570


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95