Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Страдающее Средневековье от Умберто Эко

Рецензия на сериал «Имя розы»

Монах-францисканец Вильгельм Баскервильский и его молодой ученик Адсон прибывают в уединенное бенедиктинское аббатство для участия в диспуте о бедности между представителями ордена францисканцев и папской курии из Авиньона. В аббатстве они оказываются втянуты в расследование серии загадочных смертей монахов. Однако проблемы им могут доставить не только загадочный убийца, но также прибывший со стороны папских переговорщиков инквизитор Бернард Ги, еретики из секты «апостольских братьев», когда-то давно следовавших за Дольчино, а также местная библиотека, чьи секреты могут погубить немало людей.

«Имя розы» – дебютный роман итальянского ученого, философа и публициста Умберто Эко, принесший его автору мировую известность. Знать про Умберто Эко, читать Умберто Эко – все это моментально оказалось признаками культурного, образованного и интеллектуального человека. «Имя розы» – постмодернистское произведение, имеющее множество разных пластов, которыми зачитывались по всему миру, несмотря на его сложность. Его можно было читать как исторический роман, описывающий нравы Средневековья, взаимоотношения людей с религией. Его можно было читать как детектив, в котором философские и религиозные дискуссии – лишь фон для создания нужной атмосферы. Наконец, его можно было читать как философский роман о предназначении искусства и его места в мире. Круг аллюзий чрезвычайно широк – он начинается с отсылок на средневековые трактаты, известные лишь специалистам (Эко сам был из их числа), и заканчивается общеизвестными (Вильгельм Баскервильский – отсылка к Шерлоку Холмсу и Вильгельму Оккаму, тогда как его главный противник – пародия на Хорхе Луиса Борхеса).

Роман, кажется, из числа тех, что экранизации вообще не поддается – слишком уж многое в нем сконцентрировано. Тем не менее текущий итальянский сериал – уже вторая попытка кинематографа взяться за эту книгу. Французский фильм «Имя розы» снял Жан-Жак Анно в 1986 году, в главных ролях тогда снялись Шон Коннери и Кристиан Слэйтер. Двухчасовое полотно не покушалось на всю сложность романа – оно взяло за основу только одну сюжетную линию, связанную с убийствами монахов. Получилось зрелищно, очень атмосферно, на стыке с сюрреализмом и почти темным фэнтези, но при этом – довольно просто.

С момента первой экранизации произошел настоящий рассвет сериалов, которые с появлением «Игры престолов» и Netflix стали двигаться в сторону усложнения. Мысль о том, что из «Имени розы» можно сделать восемь сериальных эпизодов, уже не кажется какой-то постыдной и преуменьшающей значимость автора. Однако именно восприятие «Игры престолов» как сериального абсолюта, к которому надо стремиться, играет здесь злую шутку. Сериал снимался по заказу телеканала Rai 1 – крупнейшего телеканала Италии. Но даже он по бюджетам не может тягаться с тем же HBO. Тот факт, что снимался сериал за небольшие деньги, будет чувствоваться на протяжении всего просмотра, до последней серии.

В то же время автор решил не останавливаться на одной сюжетной линии с убийствами монахов, а включить в сериал их все – благо, почти восемь часов экранного времени это позволяют. Более того, в целях усложнения он расширил некоторые сюжеты, которые в романе Эко были лишь проходными, фоновыми. Война Папы Римского с императором, история секты Дольчино – все это было важно и для книги, но оставалось там за пределами основного действия. Теперь же политические интриги между церковью, императорами и еретиками вытащены на поверхность и играют в сериале такую же важную роль. Но если «Игра престолов», переплетая многочисленные сюжетные линии, четко давала зрителю понять, какие из них основные, а какие – лишь отвлекают героев, то авторы «Имени розы» сделать этого не смогли. Оно и понятно – при разных трактовках романа (как детективного или как исторического) главные сюжетные линии могут быть различными. Авторы сериала, кажется, так и не определились до конца, что именно они снимают, поэтому сюжетных событий добавили как можно больше, а философию убрали там, где она мешала динамике. В результате сюжетная сторона сериала получилась столь невнятной, что зритель рискует порой потеряться во время просмотра и остаться в недоумении – кто же из героев главнее? за кем важнее следить? какой из сюжетов основной? Знаменитый «мировой пожар» показан блекло, а катарсиса после завершения основного сюжета так и не происходит. В этом плане обиднее всего то, что для восьми часовых эпизодов авторы так и не смогли грамотно адаптировать философские воззрения автора – уж им-то можно было уделить несколько минут и найти подходящие символы для отображения.

Зато с актерами в новой экранизации полный порядок. Прежняя экранизация должна была зацепить Шоном Коннери, который все еще ассоциировался с Джеймсом Бондом, но неожиданно куда больше зацепил пожилым Федором Шаляпиным-младшим. В сериале весь актерский состав – сплошные харизматики. В кои-то веки довелось раскрыть свой актерский талант Джону Туртурро, который слишком часто оставался на вторых ролях. Руперт Эверетт, Джеймс Космо, Майкл Эмерсон – все они хорошо подобраны для противопоставления главному герою.

Новое «Имя розы» получилось современным, развлекательным и весьма занимательным. Сериал по роману Умберто Эно куда более динамичен, чем можно было себе представить. Всей глубины литературного первоисточника ему, к сожалению, передать не удалось – как не удалось ему хоть немного объяснить, почему весь мир стал так обожать оригинальный роман. Впрочем, вряд ли на это всерьез кто-то рассчитывал.

Павел Соломатин

Источник

255


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95