Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Страшный сон Эйнштейна: Серебряков и Раппопорт сыграли любовные и шпионские страсти

Любовь и бомба

«Эйнштейн и Маргарита» — так называется спектакль, который удивительным образом соединил несоединимое. Любовь к конкретному человеку и уничтожение человечества вообще. Любовь и шпионаж. И их на сцене представляют не какие-то там вымышленные, а самые что ни на есть реальные исторические личности — Альберт Эйнштейн, ученый с мировым именем, лауреат Нобелевской премии, разрабатывающий атомную бомбу, и его любовница Маргарита Коненкова, жена известного художника и скульптора Сергея Коненкова, она же советская разведчица. Автор пьесы — Александр Гельман, режиссер — Александр Марин.

Любовь и бомба
 

О любовной связи Эйнштейна с Коненковой стало известно лишь в конце XX века, когда на аукционе всплыли письма ученого к бывшей возлюбленной. Но в спектакле Александра Марина действие происходит задолго до появления писем — в 1945 году. США. В квартиру к мужчине приходит женщина. Однако сначала слышен ее голос: «Аль, Аль!.. Альберт Эйнштейн!» Женщина в элегантном брючном костюме цвета капучино с дорожной сумкой появляется на сцене, где лишь один длинный стол черного дерева, в торце которого сидит мужчина, опустив на руки седую взлохмаченную голову.

— Второй год меня мучает жуткий сон… Второй город, на который они бросили бомбу, никак не могу запомнить…

— Нагасаки.

— Нага?

— На-га-са-ки. Написать тебе? — женщина берет небольшую доску, исписанную какими-то формулами. — Это можно стереть?

— Четырнадцать суток, когда бы я ни заснул — днем, ночью, — один и тот же мерзкий сон.

— Что за сон, расскажи.

И мужчина нервно рассказывает, что ему снится, как из самолета выпадает бомба. Атомная. А внутри этой бомбы лежит он, совершенно голый: с одной стороны бомбы торчит его голова, с другой — волосатые ноги в тапочках. «А из корпуса бомбы торчит мой, прости, обрезанный член, но гораздо толще и длиннее, чем в натуре. Как у лошади. Сначала я внутри этой бомбы чувствую себя прекрасно — хохочу. Ты знаешь, как они назвали эти бомбы? Та, что на Хиросиму, — «Малыш», а та, что на Нагасаки, — «Толстяк». Мне снится Толстяк — бомба падает, взрыв и одновременно со взрывом кричу и распадаюсь я. Кричу и распадаюсь на миллион мелких кусочков... Был бы жив Фрейд, я бы ему позвонил, он бы мне посоветовал, как от этого избавиться».

Начало не обещает никакой лирики. Напротив, наличие фигуры великого ученого, упоминание о бомбардировках японских городов настраивает на серьезный разговор о роли науки в мировой истории и ответственности ученых мужей перед человечеством. Впрочем, научные открытия не раз попадали в поле зрения драматургов, сценаристов именно в таком ракурсе, а личная жизнь теоретиков выполняла в произведениях роль гарнира. Драматург Александр Гельман, известный смелыми для советского времени пьесами общественного звучания, на этот раз обратился к личной жизни великого ученого, накрепко увязав ее и с нравственным выбором каждого из героев и с политическими интересами вечных конкурентов — СССР и США и еще многим чем.

— Аль, что ты меня не встретил на вокзале? — женщина скидывает свободный пиджак и становится видно, как хороша у нее фигура и в какой хорошей физической форме находится актриса Ксения Раппопорт. Ее партнер Алексей Серебряков во внешнем рисунке роли Эйнштейна, напротив, демонстрирует полное пренебрежение внешним видом: не мыт, не чесан, совсем не подтянут. Одним словом — гений, которому плевать на то, что скажут про его физическую форму: мир сам с придыханием внемлет тому, что он произнесет. А он говорит ей о любви — как увидел, что в тот момент подумал, как изменял своим двум женам, а ей за десять лет — ни-ни! «Вот уже десять лет ты каждую ночь другая. Я ощущаю себя персидским вельможей, хозяином большого персидского гарема, состоящим из одной тебя. Я поеду к мистеру Коненкову».

Нежность под маской ироничности у него и отчего-то тревога у нее. Выяснится, что Маргарита пришла попрощаться: со своим знаменитым мужем она должна вернуться в Москву. Сюжет делает первый поворот, точкой в котором станет танго. Эта странная пара танцует на авансцене вдоль длинного черного стола — томно и мягко, как это умеют делать только латинос. Упоительное, пряное танго, похожее на две красиво оплывающие свечи, слившиеся в одну, дразнит хеппи-эндом. Но сюжет снова делает неожиданный поворот — Маргарита признается возлюбленному в том, что она работает на… советскую разведку.

— Так ты за мной шпионила?!

Безусловно, эта постановка пополнит очень короткий список лучших дуэтных спектаклей, которые признаны лучшими в первую очередь по причине превосходной актерской игры. Простая и тонкая режиссура Марина только подчеркивает ее класс (и в этом достоинство режиссуры) — класс «премиум», потому что позволяет забыть, что это — всего-навсего игра и что это — актеры. Конечно, Серебряков внешне — ни разу не автор теории относительности. Да и, посмотрев на фото советской разведчицы Маргариты Коненковой, в Интернете несложно понять: возлюбленная Эйнштейна была далеко не красавицей и по внешним данным сильно уступает Раппопорт. Но в данном случае сходство не имеет ровно никакого значения: перед нами Эйнштейн и Маргарита. Поразителен Серебряков, которого кино давно сделало сердитым социальным героем. В театре он — тонкий, ироничный, чье отрицательное обаяние заразительно. Но в спектакле артист выступил еще и в качестве художника, разработав тот самый длинный стол-трансформер, в котором окажутся декорационные зарядки.

Любовь американского ученого и русской разведчицы не могла закончиться иначе как трагически. Но, даже неизбежно трагичный финал этой десятилетней связи, из прошлого века протянувшейся в нынешний и вызывающей живой интерес, режиссер Марин оставит за кадром, предпочтя ему простое и такое уютное многоточие. Впрочем, его очарование вопреки логике и ожиданиям зрителей режиссер продлит не цитатой из любовного письма Эйнштейна к Маргарите, а актуальной повесткой — сегодня в мире насчитывается 13 100 атомных бомб.

О странностях любви, о борьбе любви и долга после спектакля мы поговорили с драматургом Александром Гельманом.

— Я давно интересовался историей создания атомной бомбы, атомной войной. А тут эти темы соединились с личной жизнью Эйнштейна и Коненковой, — рассказывает Александр Исаакович. — Мне понравился сюжет, и я написал пьесу. Начал писать четыре года назад, работал долго, потому что с перерывами. Первый раз я писал пьесу про реальных людей. 

— Какие материалы вы использовали при создании пьесы?

— Источником для меня был в основном Интернет, я читал материалы на русском и английском, и что-то мне рассказали люди, которые знали Маргариту Коненкову. В 1945-м она со своим знаменитым мужем вернулась в Советский Союз и после его смерти жила очень замкнуто в Москве — одна, с прислугой, последние два года не вставала с постели.

— И все-таки это была любовь или игра ради выполнения задания советской разведки?

— Мне кажется, что Эйнштейн любил ее по-настоящему. И хотя он беспощадно изменял и первой своей жене, и второй, Коненкову он любил. И она его любила. Маргарита вообще любила знаменитых людей. Через своего мужа была знакома с самыми интересными людьми своего времени — Маяковским, Пастернаком, Рахманиновым, с которым у нее была связь.

— Как вы думаете, почему Коненкова, любя Эйнштейна, согласилась на шпионскую работу?

— Они с мужем в то время были очень патриотично настроены, особенно во время войны: собирали деньги для Красной Армии. Она почувствовала, что может быть полезной для родины, это с одной стороны, а с другой — боялась, ведь ее припугнули. И все-таки главным образом это патриотизм, причем искренний, который тогда был у очень многих русских иммигрантов.

— Какая доля вымысла в этой подлинной истории?

— Я старался ничего особо не придумывать, а если и придумывал, то в рамках реального. Ведь это реальный факт: после отъезда Коненковых в Советский Союз Эйнштейн встретился с советским консулом в Нью-Йорке, и в прессе на эту тему появились статьи, сослужившие недобрую службу ученому. Не случайно же в Принстоне, где он жил, отказались сделать его музей. Для меня поразительно другое — 10 лет о связи Маргариты Коненковой с Альбертом Эйнштейном никто не подозревал. Мир узнал об этом только после того, как умер Эйнштейн и всплыли его письма к ней. Очевидно, они были у нее украдены, проданы и спустя годы появились на рынке. Он ей писал, но ответа не получал. Об этом 46-м году рассказал приехавшему в США Илье Эренбургу, который был у него в гостях. Эйнштейн тогда пожаловался, что не получает от Коненковой ответа. Причем писал-то он ей на немецком. Оригиналы хранятся в музее Иерусалимского университета. Так вот, Эренбург, вернувшись в Москву, судя по всему, передал его жалобы кому следует, и Маргарита получила сразу 12 писем Эйнштейна. Она отвечала ему на маленьких открыточках, я об этом прочел в книге у Судоплатова, там буквально один абзац.

Марина Райкина

Источник

339


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95