Нина Дорошина в фильме «По семейным обстоятельствам», 1977 год. © / Кадр из фильма
Причиной смерти стала остановка сердца.
Знаменитой актрису Нину Дорошину сделала всего одна роль. Случилось это довольно поздно по всем признакам: у нее уже была за плечами почти тридцатилетняя карьера, были и фильмы, в которых она блистала, но что-то не складывалось. Ее прежде всего знали в театральных кругах как одну из заметных звезд «Современника». Но не было прорыва на массового зрителя.
Между тем в самом начале пути у Дорошиной все складывалось отлично. Детство она провела в Иране, где ее отец заведовал закупками мехов и шкур для Красной армии, выучила там персидский язык и в одном из интервью признавалась, что Восток так и остался ее слабостью. После войны семья вернулась в Советский Союз, в небольшой подмосковный город (сейчас он стал частью Москвы), где восточной экзотики не было, зато были театральные кружки в школах. Потом она участвовала в самодеятельном театральном коллективе Клуба железнодорожников: им руководила актриса Камерного театра Мария Львовская. Потом — училась в престижном Щукинском училище и познакомилась с Олегом Ефремовым.
Благодаря Ефремову актриса и оказалась после училища в только что созданном «Современнике».
Именно в этом театре она получила то, чего ждала от актерской профессии: искренность на сцене. Играла простых девушек, влюбленных и страстных, а среди ее ролей были Катя из «Пяти вечеров», Анита из «Пятой колонны», Варя из «Вечно живых» и многие другие героини. Дорошина, кстати, не ушла из «Современника» вслед за Ефремовым, как сделала часть труппы, осталась и продолжила работать.
К тому времени — 1970 году — Дорошина почти ушла из кино, в котором начала сниматься едва ли не раньше, чем вышла на профессиональную сцену. Впервые кинозрители увидели ее в мелодраме Михаила Калатозова «Первый эшелон» в 1955 году. Роль была не слишком положительной, — подруга бандита — но помогла заслужить пусть и не признание миллионов, но определенное почтение со стороны подмосковной шпаны. Для юной девушки, возвращавшейся домой в темноте и на электричке, и это было хорошо.
Потом роли в кино у Дорошиной шли одна за другой, часто за год выходило несколько картин с ее участием. Но главных ролей актрисе не доставалось: то уборщица, то веселая кондукторша, то подружка главной героини. И в середине 60-х она словно устала от однообразных и однотипных персонажей, ее фильмография резко оборвалась в 1966 на фильме «Алешкина охота», где она была мамой маленького героя. А потом и ситуация с «Современником» не способствовала возвращению в кино.
Наверное, на этом бы все и закончилось, если бы однажды кинорежиссер Владимир Меньшов, уже получивший «Оскар» за фильм «Москва слезам не верит», не увидел идущий в этом театре спектакль по пьесе Владимира Гуркина «Любовь и голуби», в котором Дорошина играла Надю. Меньшов загорелся идеей перенести эту постановку на экран, причем вместе с актрисой. Его не остановило даже то, что та за последние пятнадцать лет снялась только в эпизоде в комедии «По семейным обстоятельствам». Он поверил, что Дорошина справится с привычной ролью, и она его не подвела, сыграв преданную жену так, что ее Надьку запомнила вся страна.
Удивительно, но этот успех не вернул Дорошину в кино. Она продолжила работать в «Современнике», играла в постановке по Шекспиру и в пьесах Николая Коляды, не требуя какого-то особого отношения к себе. А к своей звездной роли относилась очень спокойно и говорила в интервью, что Надежда с ней самой «внутренне не совпадает». Она любила эту героиню, но предпочитала марокканку Аниту из «Пятой колонны» по Хемингуэю: Дорошиной была близка эта страстная и любящая женщина.
-