Как-то утром писатель Лео (Хавьер Бардем) перестает отвечать на звонки, отказывается вставать с кровати и неадекватно реагирует на внешние раздражители. Дочь Молли (Эль Фаннинг) и служанка делают вид, что ничего экстраординарного не произошло. Тем более, писателю нужны силы, потому что ему предстоит напряженный день, посвященный объезду врачей.
Однако Лео так толком и не приходит в себя. В своих обрывочных воспоминаниях, которые иногда оказываются ярче тактильных ощущений, он себя видит то на греческом острове, то в компании скорбной брюнетки Долорес, то на роскошной яхте. Молли (а вместе с ней и мы) изо всех сил пытается собрать этот паззл с отсутствующими деталями воедино.
Семь лет назад режиссер Салли Поттер похоронила своего брата — музыканта Ника Поттера. Но, на самом деле, контакт с ним она утратила гораздо раньше, поскольку мужчина страдал болезнью мозга, заставившей его замкнуться в своем внутреннем мирке. Невозможность полноценного общения с дорогим человеком и вдохновила режиссера на съемки этого неоднозначного фильма.
«Неизбранные дороги» — типичный образчик модернистского искусства, где ценность человека под сомнение ещё не ставится, а вот цельность — уже под большим вопросом. Велик соблазн свести фильм к мучительной творческой рефлексии переживающего творческий кризис литератора по поводу несозданного произведения, но лента гораздо многограннее и глубже.
Практически каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда приходилось выбирать один из путей, а потом всю жизнь вновь и вновь возвращаться к роковой развилке и корить себя за якобы неправильно сделанный выбор. В «Неизбранных дорогах» это состояние изображается как предвестник или даже первопричина деменции, при которой больной начисто забывает своих близких, но отчетливо помнит тех, с кем безвозвратно расстался десятилетия назад. Не давая конкретных рецептов и ответов, Салли Портер подводит зрителя к мысли: а не проще ли прекратить заниматься самоедством и обратить наконец взоры на тех, кто рядом? Ведь героиня Эль Фаннинг ненавязчиво демонстрирует настоящие чудеса жертвенности и деликатности.
«Неизбранные дороги» придутся по душе далеко не всем. Кому-то фильм наверняка покажется невнятным, муторным и фрагментарным. Здесь надо учесть, что картина строится по принципу поэтического произведения — недаром в отзывах и даже в пресс-релизе драмы часто встречаются цитаты из различных стихов. Если поймать ритм и попасть в настроение, то путешествие по «Невозбранным дорогам» принесет немало удивительных прозрений.
Денис Ступников