«Родина моя, ты сошла с ума». Это слова из песни погибшего музыканта Талькова. Не знаю, как насчет Родины в целом, но у некоторых представителей нашей творческой и управленческой элиты с головой есть проблемы. К примеру, Никиту Михалкова зациклило на борьбе с «Ельцин-центром». Вместо того чтобы снимать гениальные фильмы, как он умеет, Никита Сергеевич устроил осаду екатеринбургского культурно-музейного кластера. И на этот раз явно перегнул палку, сравнив награду «Лучший европейский музей», полученную «Ельцин-центром», с железным крестом вермахта.
Нет, я сам в это не поверил, когда пошли первые сообщения, но полная расшифровка разговора уже не вызвала сомнений, и вот фрагмент ответа Михалкова на вопрос о том, как он оценивает награду (не так уж часто достающуюся России): «Я не удивлен и реагирую на это точно так же, как если бы я узнал, что гражданин Советского Союза, какой-нибудь Коцюбайло, ставший полицаем, получил железный крест от вермахта».
Ничего себе режиссерский подарочек стране к Дню победы! Представители «Ельцин-центра», который 6 мая получил награду «Лучший европейский музей-2017», извинились перед другими европейскими музеями-лауреатами за комментарий режиссера Никиты Михалкова:
«Кинорежиссер, по сути, позволил себе оскорбительное высказывание в адрес десятков прекрасных европейских музеев, которые на протяжении сорока лет побеждали в этом конкурсе. Как можно сравнить награды этим музеям и нашему музею с железным крестом от вооруженных сил нацистской Германии? Как представители России, удостоенные высокой награды, хотим принести свои извинения нашим европейским коллегам, которых публично оскорбил и унизил человек, имеющий паспорт нашей страны», — говорится на сайте «Ельцин-центра».
Ну а Никита Михалков извиняться не стал, зато скаламбурил:
«Мы живем в свободной демократической стране, в которой любой гражданин может высказать любую точку зрения по любому поводу. Я — гражданин своей страны, и я — русский художник, всю жизнь проживший в России. Следовательно, то, что я высказываю, я высказываю как гражданин, а то, как я это делаю, это мое художественное право».
Оставим в покое тот небольшой факт, что высказывание Михалкова может расцениваться как экстремистское. Подойдем к вопросу чисто с моральной точки зрения. Ну что же. В таком случае и у меня, автора этой реплики, есть полное право последовать примеру мэтра и художественно сказать: Никита Сергеевич, вы ***** и *****.
Ну а злоба, которую Михалков питает к «Ельцин-центру», я надеюсь, — просто иррациональная. В рациональную версию, которую выдвигали некоторые СМИ (о том, что Никита Сергеевич хотел подчинить этот музей своему фонду, но не вышло, вот он и злится), верить совсем уж противно.
А тем временем, пока люди культурные воюют с музеями, политики пишут депрессивные стихи. К примеру, помощник Президента России Владислав Сурков, вероятно, уже дал главе государства все необходимые советы (он, в частности, курирует вопрос кризиса в Донбассе) и увлекся сотрудничеством с журналом «Русский пионер», который, по слухам, принадлежит активному оппоненту Путина. Там Сурков и опубликовал произведение под названием «Без объявления весны».
Процитируем его фрагменты: «В нашем дворе тает лед на хронической луже из проталин лезут трава и окурки». Это, конечно, не Михалков с его крестами, но чиновник такого уровня должен знать, что у нас действует антитабачный закон, а вот запятые в стихах расставлять никто не запрещал. Идем дальше, дословно, но с купюрами: «Только два снеговика у подъезда»... «Не покорны весне»... «Последние против целого мира стоят»... «Кто оплачет их гибель? кто восславит их подвиг? кто сделает с ними selfie mortale?» Нет, ну мне реально нравится. Однако с учетом своего рода деятельности чиновник уровня Суркова должен понимать, что его иносказания и будут восприниматься как иносказания чиновника. Вспомним, что он курирует. И тогда только ленивый не дойдет до мысли, что эти два снеговика — ДНР и ЛНР.
Нет, ребята, ну серьезно. Все-таки режиссер должен снимать кино, а не воевать с музеями. А помощник президента должен помогать президенту, а стихи откладывать в коробку, чтобы издать их после ухода на пенсию. А иначе получается сумасшествие.
Михаил Зубов