Так получилось, что альбом Ultra группы Depeche Mode с годами «затерялся» в сонме других пластинок, выпущенных легендарной командой. Созданный группой, находящейся на грани распада; переживший уход знаменитого клавишника Алана Уайлдера, тяжелейшую героиновую зависимость вокалиста Дэвида Гаана и творческий кризис лидера DM Мартина Гора, Ultra (в переводе с английского – «Сверх») всё же вышел в свет и стал символом возрождения легендарной синти-поп-группы.
После выхода в 1993 году альбома Songs of Faith and Devotion, признанного многими критиками вершиной творчества Depeche Mode, а также после интенсивного стадионного тура в поддержку пластинки, для группы наступили тяжёлые времена.
Усугублявшаяся наркозависимость фронтмена Дэвида Гаана и конфликты между музыкантами существенно омрачили перспективы «Вестника моды», сумевшего к началу 90-х стать одним из немногих коллективов альтернативной музыки, собирающим стадионы поклонников по всему миру.
Уход в июне 1995 года клавишника Алана Уайлдера, выполнявшего в группе, кроме прочего, львиную долю обязанностей аранжировщика и звукорежиссёра, был воспринят многими как окончательный крах музыкального коллектива. Но как оказалось, ставить крест на Depeche Mode было ещё рано.
Начиная с 1996 года Мартин Гор всё же смог уговорить оставшихся участников терпящего крушение ансамбля собраться вместе и попробовать записать новые песни. В итоге с мёртвой точки дело двинулось, но несколько раз находилось под угрозой полного прекращения – причиной тому была серия передозировок наркотиков, которые пережил Дэйв Гаан (весной 1996 года очередной «передоз» остановил сердце певца аж на девять минут). И даже прохождение курса реабилитации от зависимости не смогло снять напряжение в ансамбле – у Гаана периодически начал пропадать голос. Таким образом, за семь месяцев работы группа смогла полностью записать лишь одну песню – Sister of Night.
Остальные восемь песен (а также три инструментальные композиции) были записаны в течение полугода – с августа 1996 года по февраль 1997-го.
По мере прохождения Дэвидом Гааном курса реабилитации, рабочий настрой и атмосфера взаимопонимания возвращались к «Депешам». Голос восстановился, вдохновение стало снова посещать Мартина Гора… А на смену ушедшему Алану Уайлдеру пришёл звукорежиссёр и продюсер Тим Сименон, привнесший в уже традиционную для Depeche Mode эстетику синти-попа, альтернатив-дэнса и дарквейва нотки даунтемпо, трип- и хип-хопа.
Таким образом, ещё недавно грозящий полным провалом, Ultra стал для музыкантов новой точкой отсчёта.
Это не только самый мрачный, но и самый медленный альбом Depeche Mode. За исключением среднетемпового номера Home, представляющего собой довольно смелый эксперимент по смешению индастриал-рока и хип-хопа, а также быстрой композиции It's No Good – пожалуй, главного хита альбома, остальные номера выполнены в крайне медленном темпе.
Открывающая пластинку песня Barrel of a Gun при прослушивании оставляет стойкое ощущение, будто пьёшь водку. Вместе с тем нельзя не отметить: песня имеет свою, неповторимую атмосферу, запоминается и, несмотря на медленный темп, в куплетах имеет довольно танцевальное звучание, которое перебивается в припеве рёвом электрогитары.
Текст песни под стать музыкальному сопровождению. «Ты видишь этого возбуждённого извращенца, едва стоящего на ногах. Он жаждет сна, который никак не приходит к нему, в его запутанный, вымученный хаос». Наверное, лучшего пролога к такому альбому, как Ultra, придумать невозможно.
Кстати, режиссёром и фотографом Антоном Корбейном, на протяжении десятилетий сотрудничающим с Depeche Mode, был снят довольно занятный, артхаусный видеоклип на «открывашку» лонгплея.
Однако следующая песня – The Love Thieves – кардинально меняет настроение альбома. Темп становится ещё медленнее – порой кажется, что время под воздействием этой мелодии в буквальном смысле застыло. На смену агрессивной паранойе первого трека приходит умиротворённое философствование на извечную тему сущности любви. В лирике этой песни Мартин Гор приходит к выводу о том, что любовь рано или поздно превращается в смерть. Но память об умерших – вот парадокс! – будет продолжать жить в сердцах любящих.
Стихи в альбоме Ultra стали более философскими. Если предыдущие пластинки Depeche Mode в основном содержали в себе композиции с мыслями о любви, религии и политике, то на диске Ultra можно также послушать о предопределённости судьбы с самого рождения человека (Home, Sister of Night), месте смерти в жизни (The Bottom Line) и о возрождении из пепла, которое возможно даже в моменты самого низкого падения (Insight). Да и вообще, по моему мнению, этот медленный, переломный и действительно вымученный альбом содержит в себе наиболее интересные тексты Мартина Гора за всю историю существования группы.
Отдельно скажу о таких треках, как Useless и Freestate. В первой песне лирический герой обращается к девушке, осознав, что она променяла его любовь на бесконечные витания в облаках. Казалось бы, банальщина. Но музыка настолько точно передаёт крик разочарованной, преданной и покинутой души (особенно хороша риффующая в проигрышах гитара с эффектом «дисторшна»), что подчас кажется, будто эти звуки умеют сопереживать чужому, пусть и вымышленному горю.
Всё тем же Антоном Корбейном на песню был снят минималистический клип, посыл которого, правда, остался многим не ясен.
Что касается песни Freestate, то, на мой взгляд, это самая недооценённая песня в репертуаре группы. Мало того, что она ни разу не исполнялась на концертах, так и по известности даже среди фанатов коллектива находится на одном из последних мест. А ведь музыкальная составляющая, искусно сшитым лоскутным одеялом вобрав в себя столь разные музыкальные направления, как трип-хоп, блюз и кантри, здесь идеально гармонирует со словами о преодолении своих внутренних пороков и возвращении на сцену – к абсолютной свободе. Кто-кто, а «Депеши» уж точно знали цену этим словам.
Учитывая обстоятельства, в которых писался альбом, без огрехов обойтись не могло. Присутствующие инструментальные композиции Uselink, Jazz Thieves и Junior Painkiller не только не несут в себе никакой идеи, но и откровенно нарушают целостность альбома. Мартин Гор спустя некоторое время пояснял, что инструменталки как раз связывают разрозненные, по его мнению, песни в единое целое. К сожалению, скорее всего, за этими общими словами не стояло никакого конкретного смысла, а если он и был – то вряд ли оказался кому-либо понятен кроме автора.
Впрочем, написать девять прекрасных песен, пусть и в одном ритме, но при том не похожих друг на друга – задача не из лёгких. А учитывая, через что музыкантам пришлось пройти, дабы выпустить пластинку, – кажется и вовсе невероятной. Тем не менее, работа над материалом смогла сплотить и возродить коллектив из пепла. Поэтому в том, что сегодня DM по-прежнему существуют, записывают новые альбомы и колесят по забитым до отказа концертным площадкам на разных континентах, есть немалая заслуга и пластинки Ultra, с даты выхода которой прошло уже 22 года.
Павел Новиков